На следующий день после пожара Президент России Владимир Путин, лидеры Японии и других государств выразили готовность помочь Франции всем возможным. Обыватели тоже начали думать, как можно помочь восстановить памятник, и предлагать свои варианты в социальных сетях. Некоторые вспомнили и предложили использовать реноваторам видеоигру 2014 года Assassin's Creed Unity. Она рассказывает об ордене ассасинов во время Великой французской революции. Разработчики потратили много времени на воссоздание аутентичного Парижа и Нотр-Дама той эпохи одна из художниц строила модель Нотр-Дама в течение двух лет. Итоговый вариант в игре воссоздает памятник в отношении 1:1.

К слову, французское видеоигровое издательство Ubisoft пожертвовало 500 тысяч евро на восстановление собора Парижской Богоматери, а сейчас бесплатно раздает Assassin's Creed Unity.

Многие пользователи социальных сетей заключили, что вопрос использования видеоигры для реставрации собора уже решен. Их сообщения вызвали ответную реакцию у других пользователей и породили мемы об использовании видеоигр в воссоздании других памятников мировой архитектуры – к примеру, Колосса Родосского и вымышленных объектов.

   Собор Парижской Богоматери в Assassin's Creed Unity. Источник: gq.com.au
Собор Парижской Богоматери в Assassin's Creed Unity. Источник: gq.com.au

Разработчики Assassin's Creed не единственные, кто готовили 3D-модель знаменитого собора. Искусствовед и историк Эндрю Тэллона (Andrew Tallon) отсканировал Нотр-Дам с помощью лазеров. Трехмерное изображение собора, сделанное таким образом, отличается точностью до пяти миллиметров. Модель в электронном виде позволила Тэллону разглядеть собор в деталях и понять, почему здание построили именно так, каким мы знаем его сегодня.

Технология работает следующим образом: человек расставляет маятники в пространстве, попутно определяя плотность и разрешение сканирования. Затем лазеры посылают лучи в объекты вокруг, записывая расстояние между ними. В итоге, получается цифровая модель собора, состоящая из записанных точек. Подробнее о работе в Нотр-Даме Тэллона можно прочитать в материале National Geographic. О том, как историк собирал данные с помощью лазеров в Национальном соборе в Вашингтоне, можно посмотреть в следующем видео.

Можно ли использовать 3D-модели при восстановлении памятников

По словам руководителя образовательного центра графических технологий Университета ИТМО и директора Центра юзабилити и смешанной реальности Артема Смолина, возможно, что 3D-модель собора из видеоигры может помочь в восстановлении, но неясно, насколько это необходимо и насколько продуктивно. Если раньше многие игровые разработчики моделировали объекты, не особо заботясь об аутентичности, то сейчас крупные игровые компании типа Ubisoft в состоянии оплатить помощь различных экспертов для создания максимально приближенных к реальности исторических моделей. Те же Wargaming, создатели популярной многопользовательской игры World of Tanks, приглашают специалистов по вооружениям для точного изображения боевой техники. Но, скорее всего, до использования модели собора из видеоигры дело вряд ли дойдет.

«Профессиональным архитекторам, историкам и иным специалистам не нужна 3D-модель из видеоигры, — объясняет Артем Смолин. – Эксперту достаточно существующей проектной документации. Учитывая высочайший культурный статус Нотр-Дама, для его восстановления пригласят лучших».

Артем Смолин
Артем Смолин

Как будет проходить восстановление здания

По словам Артема Смолина, как и в любом процессе восстановления исторического здания, будет стоять выбор: либо восстановить объект до первоначального состояния, либо законсервировать объект в существующем виде.

В данный момент ответственные органы во Франции решают вопросы о проведении восстановления памятника. Еще до пожара собор нуждался в масштабной реновации, вызванной прошлыми работами в 18 веке и ухудшением экологической ситуации. А теперь процесс может затянуться на долгое время, вплоть до пяти или десяти лет. По словам французского премьера Эдуарда Филипа, власти будут проводить международный конкурс для воссоздания шпиля. Будет ли он повторять старый или выглядеть в соответствии с современной эпохой будут решать архитекторы.