Дискуссионная панель «Тренды магистерского обучения: международный опыт» стала ключевым событием практического дня конференции. Своим опытом и видением того, каким должно быть современное магистерское образование, с преподавателями-победителями Стипендиальной программы Владимира Потанина 2018/19 поделились руководители департаментов магистратуры, исследователи и профессора ведущих университетов Европы: Ойли Кохонен (Oili Kohonen), которая руководит международными магистерскими программами в области компьютерных наук в Университете Восточной Финляндии, Тобиас Стюдеманн (Tobias Stüdemann), представитель Свободного университета Берлина (Free University of Berlin) в Москве, Берт Корин (Bert Coryn), сотрудник Гентского университета (Ghent University), который ответственен за магистерские программы в области фотоники, Масамба Ках (Mаsamba Kah), руководитель магистерской программы по солнечной энергетике в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», и Майкл Лис (Mike Lees), профессор Университета Амстердама (University of Amsterdam). Модератором дискуссии выступила начальник Управления интернациализации Мария Дидковская.
Зачем необходимо магистерское образование и какие задачи оно должно решать
Говоря о ключевых задачах магистратуры, Тобиас Стюдеманн подчеркнул, что в контексте немецкой системы образования магистратура как отдельная ступень необходима прежде всего потому, что именно она обеспечивает специализацию студентов. В бакалавриате даются базовые, общие знания, но именно в магистратуре студенты могут определиться с будущей профессиональной специализацией и получить более глубокие компетенции.
«Если мы посмотрим на ситуацию с точки зрения рынка труда, здесь также во многих областях не обойтись без магистратуры. Большие компании, индустриальные партнеры нуждаются в людях, которые уже обладают специализацией и достаточно глубоким знанием в рамках своей профессиональной области. И наконец, их второе требование также связано с интернационализацией: они хотят, чтобы у них работали студенты, которые уже имеют международный опыт, в том числе опыт работы в международных командах. А такой опыт можно получить, обучаясь в магистратуре», — отметил эксперт.
По словам Майкла Лиса, как в Великобритании, откуда он родом, так и в Нидерландах, где он работает сейчас, без магистерского образования невозможно представить карьеру исследователя. В магистратуре будущий исследователь получает необходимые компетенции, которые необходимы для дальнейшего развития его исследовательского потенциала. Здесь он получает возможность начать работать над исследованием, причем, как отмечает эксперт, в Университете Амстердама темы для исследований могут поступать не только из академии, но и в том числе от компаний, индустриальных партнеров университета.
Еще одно преимущество магистерских программ — возможность объединять специалистов с разным бэкграундом и развивать интердисциплинарный подход в обучении.
«Мы объединяем студентов с разными компетенциями: они могут быть физиками, химиками, биологами. Мы рассказываем им, что такое компьютерные методы, как их использовать, какие возможности им открывает такая работа. Самое главное, что они могут погрузиться в эту исследовательскую среду, научиться задавать правильные вопросы, изучить методологию, чтобы впоследствии делать научные исследования», — говорит Майкл Лис.
Что касается России, здесь также в последнее время специалисты на разных уровнях начали видеть преимущества магистерского образования, считает Масамба Ках. Исследователь защитил PhD в Великобритании, однако уже более пяти лет работает в МИСиС.
«Когда я приехал в Москву в 2011 году, тогда шла довольно ожесточенная дискуссия по поводу смены системы образования и перехода на Болонскую систему, — рассказал он. — Магистратура дает гибкость, которая необходима для международного образования. Когда я только приехал, у нас была всего одна магистерская программа на английском языке, но уже тогда мы начали говорить, как будем обеспечивать экспорт знаний и навыков. Кроме того, уже тогда мы приняли решение объединить в одной программе самодостаточные, как тогда казалось, области знаний, сделать нечто большее, чем просто “материаловедение”, и в итоге мы получили программу, основанную на горячей теме в научном сообществе».
Он также подчеркнул, что именно на уровне магистратуры можно начинать коллаборировать с партнерами из других университетов. В этом контексте магистратура является первой и одной из ключевых ступеней для последующей интернационализации университетов.
С этим тезисом согласился и Берт Корин, который подчеркнул, что в Бельгии получение международного уровня уже в магистратуре является распространенной практикой и одним из приоритетов развития магистерских программ. При этом, если в течение первого обучения студент концентрируется на получении материала в домашнем университете в Генте, то в течение второго, когда он выбирает специализацию, перед ним открывается целый спектр возможностей, которые позволяют ему получить опыт в партнерских университетах. Это в том числе летние школы, стажировки, обменные семестры, прохождение курсов партнерских университетов, которые не предлагает домашний вуз, и многое другое.
Как создавать интердисциплинарные команды, обеспечить академическую свободу и индивидуальные траектории развития
Еще один вопрос, который вызвал оживленную дискуссию, касался баланса между основными курсами, которые получает студент в рамках своей специализации (Major), и дополнительными сферами изучения (Minor), – того, что называется академической свободой.
По мнению Тобиаса Стюдеманна, наиболее убедительный подход — возможность каждому вузу самому формировать программы магистратуры. При этом сам студент может самостоятельно выбирать курсы, необходимые для его личной траектории развития и будущей карьеры, при условии, что он должен набрать необходимое количество кредитов по основной специальности.
«Я думаю, отлично, когда студент получает свободу выбора, потому что именно он ответственен за свою будущую карьеру и профессиональное развитие. Задача университета в этом контексте — дать ему возможность развивать себя, — сказал эксперт. — И насколько я знаю, сейчас в России становится популярным привлекать компании, исследовательские центры, индустриальных партнеров к обучению. Это другая опция, которая тоже имеет смысл».
Как отметил Майкл Лис, в Университете Амстердама также развиваются очень гибкие по своей структуре магистерские программы. Однако при этом, обладая свободой выбора различных дополнительных предметов, студент должен подтвердить свою основную специализацию. Соответствующие вопросы решает экзаменационный комитет, который проверяет, насколько хорошо студент, например, изучающий Computer Science, действительно знает свою область и способен выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи.
При этом спикеры сошлись во мнении, что время узких специалистов прошло: даже имея основную специальность в области программирования или физики, студенту перспективно изучать и что-то, что в привычном понимании стоит далеко от этих областей. Ведь именно на стыке наук сегодня рождаются наиболее интересные проекты.
«Когда вы смотрите только на одну область своих интересов, вы обладаете ограниченным набором навыков и думаете слишком узко, — считает Тобиас Стюдеманн. — Рынок труда и всевозможные примеры из экономики давно говорят нам о том, что мы нуждаемся в специалистах, которые мотивированы изучать что-то помимо одной, основной специальности. Поэтому когда вы изучаете фотовольтаику, технологии производства солнечных батарей, почему не объединить это с экономикой, социологией? Ведь ваша тема исследований напрямую влияет на общество. Например, в Германии эти темы сегодня вызывают много обсуждений».
Как добавляет Майкл Лис, объединять на одной программе специалистов с разным бэкграундом действительно непросто. Например, нередки случаи, когда заниматься Computer Science хотят студенты, которые не обладают хорошей математической базой. Проблема решается следующим образом: перед поступлением в магистратуру и первой лекцией студентам даются основные темы и базовые компетенции, которыми они должны овладеть, чтобы работать на приемлемом уровне в команде и получать более специализированные знания. Способность и мотивация освоить азы и показывает желание специалиста включаться в новую для него область, подчеркивает эксперт. Кроме того, с каждым студентом проводится персональное интервью, в ходе которого выясняются его основные приоритеты, сферы интересов, – на основе этого можно выстроить его персональную траекторию развития.