Свет в городе как искусство: как свет меняет настроение и почему уличное освещение сложнее, чем кажется

Накануне в мире отмечался международный день света. Этот праздник, учрежденный ЮНЕСКО, является глобальной инициативой, признающей центральную роль света и его вклад в науку, культуру и искусство, другие сферы жизни. Сразу несколько областей сочетает в себе работа светодизайнера. Как сегодня работают светодизайнеры в России и мире, каковы основные инструменты в создании комфортного освещения для города и что такое световая урбанистика — об этом и не только на лекции в Центре мультимедиа Русского музея рассказал Михаил Иванов, светодизайнер, главный эксперт по городским проектам освещения в КБ «Стрелка».

Вечерний Санкт-Петербург. Источник: shutterstock.com

Как свет работает в городской среде

Создавая среду, мы делаем это для человека. Поэтому прежде всего мы задумываемся о том, как человек будет воспринимать освещение: насколько ему будет комфортно находиться в этой среде, какие эмоции он будет испытывать. Важно понимать, что свет может играть как позитивную, так и негативную роль.

Второй важный вопрос: что именно мы хотим транслировать с помощью света в городскую среду? Безусловно, есть очевидная коммерческая составляющая: мы знаем, что на медиаэкранах можно транслировать рекламу. Наверное, все, кто смотрит телевизор, как только начинается реклама, стараются переключить канал. В городе это работает примерно так же: назойливая реклама может нас отпугивать, а какой-то нейтральный, но при этом интересный контент, наоборот, привлекать наше внимание.

Что такое цветовая температура и как она помогает создавать разное настроение

В целом освещение состоит из спектра, который виден человеческому глазу. Этот спектр разбит на цветовую температуру. Чем ниже цветовая температура (ближе к 1000 К), тем мы можем видеть более красный оттенок цвета. Если мы переходим, скажем, к дневному свету, то, что мы обычно видим за окном, — это показатели в районе 6000-10 000 К. Это нейтральный белый холодный свет. В руках светодизайнера данная характеристика позволяет создавать настроение. В зависимости от того, какой оттенок цвета мы выберем для освещения объекта, такое восприятие получит зритель.

Цветовая температура
Цветовая температура

Например, в среде светодизайнеров принято, что для офисного освещения лучше использовать нейтральный белый свет (4000 К). В целом есть общая теория о том, что холодный свет бодрит человека, а теплый — расслабляет. Это используется даже в московском метрополитене. В новых поездах есть возможность менять освещение: когда люди едут на работу с утра, цветовая температура в вагонах около 4000-5000 К, а вечером — 3000. Есть также комбинация RGB, которая позволяет создавать практически всю цветовую палитру, работать с цветным светом. Она активно сегодня используется при архитектурном освещении.

Долгое время заказчики настороженно относились к цветному освещению. Бытовало мнение, что это превратит фасад в «дискотеку». На сегодня технология RGB позволяет в том числе создать оттенок белого света и в целом позволяет создавать огромное количество различных сценариев. Это, безусловно, очень мощный инструмент в руках архитектора по свету, ведь мы можете играть не только с цветом, но и с его интенсивностью, скоростью изменения и так далее.

Как увидеть в музеях насыщенную картинку

Что такое цветопередача? Обычно это понятие обозначают аббревиатурой CRI. Если CRI = 80 и больше, оттенки цветов воспринимаются нами более правильно, они становятся более насыщенными. В современном музейном освещении используется CRI = 95. При нем мы воспринимаем картины в музеях в правильном цветовом решении.

Дизайн световых приборов

Архитектор по свету периодически переходит к дизайну самих световых приборов. Если раньше это был очень сложный технологический процесс, занимавший много времени, то сегодня технологии 3D-моделирования позволяют создавать прибор чуть ли не за один день.

Михаил Иванов
Михаил Иванов

Еще одно важное преимущество: сегодня активно используются светодиодные технологии. Они позволяют создавать более компактный корпус самого светового прибора. На сегодняшний момент это является одним из ключевых трендов. Здесь также важно отметить, что промдизайн очень тесно связан со световыми технологиями. То, какая форма выбрана для светового прибора, какой мощностью он обладает, — все эти факторы должны учитываться при проектировании всего светильника. Мы привыкли видеть на улице достаточно большие световые приборы. Но сегодня корпус становится все более компактным, поэтому компактнее должна быть и опора для прибора. Необходимо избегать нарушения визуального баланса.

Все световые приборы, которые используются в уличном освещении, проходят серьезную проверку. В том числе тестируется устойчивость к нагрузкам: под большим давлением специалисты испытывают корпус светового прибора, проверяется его влагостойкость и так далее.

Светодизайнер работает с достаточно большим количеством характеристик прибора, среди них цвет корпуса, цвет свечения, варианты оптики и варианты крепления. Кроме того, есть большой список параметров, которым должен соответствовать уличный световой прибор. Это, например, гарантийный срок, температура эксплуатации, угол рассеивания, цветовая температура, индекс цветопередачи и ряд других. Большое количество параметров проверяется в светотехнических лабораториях. Например, мы в КБ «Стрелка» просим, чтобы нам предоставляли дополнительные сертификаты из лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию.

Лекция Михаила Иванова в Центре мультимедиа Русского музея
Лекция Михаила Иванова в Центре мультимедиа Русского музея

Сегодня одним из трендов при работе в городской среде является минимализм. В Москве можно видеть много светильников, которые, по сути, представляют собой световой прибор цилиндрической формы и опору. Цилиндрическая форма на самом деле очень важна: когда пешеходы идут навстречу друг к другу, именно такая форма позволяет им отчетливее различать лица людей, создает более комфортную среду. В целом же надо понимать, что светодиоды дают четко направленный свет, и если его не рассеивать дополнительно специальными линзами, то светодиод будет светить четко в ту сторону, в которую вы его направите. Обычные горожане вряд ли обращают внимание на этот нюанс, но светодизайнеру необходимо учитывать все эти факторы.

Почему светодизайнерам порой сложно внедрить в среду новую разработку

Городские власти в основном стремятся к унификации. Происходит это так: помимо конкретного количества оборудования, что предусмотрено проектом благоустройства конкретной улицы, город закупает и дополнительные светильники. Они хранится на складе до тех пор, пока какой-либо уличный светильник не выйдет из строя. Таким образом власти избегают того, что участок длительное время остается без света.

Получается, что чем больше матрица используемых световых приборов в городской среде, тем больше необходимо площади, чтобы их хранить. Городским властям это невыгодно. Поэтому может произойти конфликт: когда дизайнер предлагает какую-то новую форму для городского проекта или пространства, а эксплуатирующие службы могут сказать: «Нет, спасибо, у нас есть один тип светильников, которые мы везде используем». Здесь уже вопрос коммуникации, кто кого переубедит.

Свет в «умном городе»

Сегодня в России запущена программа «Умный город», поэтому с этого года все уличное световое оборудование должно дополнительно снабжаться системами управления освещения. То есть фактически сегодня системы должны позволять управлять всеми фонарями, которые находятся в городском пространстве.

Архитектурная подсветка здания ЦУМа в Москве. Источник: nightlight.ru
Архитектурная подсветка здания ЦУМа в Москве. Источник: nightlight.ru

Световые приборы образуют единую сетку, которая заводится на диспетчерскую, и через диспетчерскую можно в любой момент проверить работоспособность конкретного фонаря. А если фонарь выходит из строя, подается сигнал, чтобы соответствующие организации, которые эксплуатируют эти светильники, могли оперативно заменить перегоревший элемент. В этом случае сокращается время на замену приборов, экономится бюджет города, потому что бригада не объезжает все улицы своего участка, а выезжает на конкретные точки.

Плюс системы контроля над освещением еще и в том, что так можно создавать дополнительную художественную подсветку, регулировать внутриквартальное освещение. Например, мы знаем, что после 12 ночи у нас снижается пешеходная и автомобильная активность, и мы можем уменьшить и активность освещения. В нормах прописано, что в ряде случаев можно чуть ли не на 40% снижать уровень светового потока.

Общая тенденция развития светодиодных технологий состоит в том, что при меньшем потреблении мощности, мы получаем больше света. С 2012 года наблюдается существенное снижение мощности светильников и при этом увеличивается количество световых приборов, которые использует город.

Одним из двигателей изменения и развития световой среды является световой мастерплан. Это план работ, связанных со светом, на ближайшие 25 лет. Безусловно, важна экономика страны в целом, а также ряд принимаемых законов и нормативных актов. Например, федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» от 2009 года.

Чем еще хорошо светодиодное освещение

Сегодня все пытаются уйти от натриевых ламп высокого давления, которые дают характерный янтарно-желтый цвет. До какого-то момента их было выгодно использовать, но у них есть нюанс. Индекс цветопередачи, про который я уже рассказывал, у них очень низкий. Это может ввести в заблуждение, например, водитель на магистрали может даже не понять, какого цвета дорожная разметка — или линия желтая (парковаться в данной зоне нельзя), или белая. При светодиодном освещении все цвета объектов четко различимы.

Что такое световое загрязнение и как его избежать

Световое загрязнение. Источник: thejournalrecorder.com
Световое загрязнение. Источник: thejournalrecorder.com

Свет периодически уходит в верхнюю часть атмосферы, особенно когда мы используем такие светильники, как матовые плафоны. Иногда, когда вы отъезжаете от города, можно видеть, своего рода, световой смог, который стоит над городом. Это и есть световое загрязнение.

Освещение может негативно влиять на экологию. Например, в римских парках обнаружили, что у них исчезли совы. Специалисты начали анализировать, с чем это связано, и выяснили, что причина этому — световое загрязнение. Насекомые реагируют на свет на клеточном уровне: чаще всего свет их притягивает. И как только смещаются насекомые, смещаются и птицы — происходит что-то миграции из-за света. Такое смещение биологической цепочки не выгодно хищникам. Охотников не должно быть видно, а когда фонарь все освещает, он остается не у дел. В результате хищники вынуждены покидать ярко освещенные зоны. Поэтому свет, особенно в парках и заповедниках, должен быть дозированным и быть управляемым.

При световом загрязнении горожане не могут увидеть ясную картину звездного неба. Именно поэтому периодически, чтобы увидеть звезды, приходится отъезжать от города на большое расстояние. Чтобы этого избежать, используется светодиодное оборудование с определенным светораспределением в нижнюю часть полусферы. Европа давно начала отказываться от светораспределения в сторону неба и старается более аккуратно использовать освещение в нижнюю часть полусферы. То есть в этом случае свет действует конкретно только на рабочую плоскость.

Более подробно с лекцией Михаила Иванова можно ознакомиться, посмотрев видео.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба