О конкурсе

На грантовый конкурс 2019/20 года было подано 804 заявки, из которых 747 допущены к экспертной оценке после проверки на соответствие формальным требованиям, включая проверку на плагиат. Конкурс проходил по четырем номинациям: новая магистерская программа, новый учебный курс, новый учебный онлайн-курс, новые методы и технологии в обучении.

По результатам конкурса комиссия определила имена 100 победителей, еще пять преподавателей вошли в резервный список.

Победители конкурса получат грант в размере до 500 тысяч рублей на развитие новой образовательной программы.

Англоязычный курс «Research in Science Communication»

В число победителей конкурса вошла Валерия Прокуратова, специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации и преподаватель института международного развития и партнерства. Валерия предложила курс на английском языке «Research in Science Communication», посвященный развитию у студентов исследовательских навыков.

Курс состоит из лекций, где рассматриваются разные вопросы. В их числе — выбор темы исследования, определение формулировки исследовательских вопросов, поиск research gap, подбор релевантных исследовательских методов и этические вопросы. Кроме того, важной частью курса являются семинары по работе с источниками, где студенты учатся эффективно использовать академическую литературу по теме «научная коммуникация».

По словам Валерии Прокуратовой, одна из принципиальных целей курса — дать студентам возможность окунуться в мир последних исследований в области научных коммуникаций, получить высокий уровень насмотренности, который так необходим для корректного подбора методов работы.

«Курс разработан по запросам выпускников программы, которые отмечали, что после бакалавриата у них нет понимания, как выстраивать даже самое базовое и небольшое исследование. Другими словами, научно-исследовательские работы, которые они должны были делать каждый семестр, включая дипломную работу, вызывают у студентов стресс и растерянность», — рассказала Валерия Прокуратова.

Валерия Прокуратова на защитах превых магистров по научной коммуникации Университета ИТМО
Валерия Прокуратова на защитах превых магистров по научной коммуникации Университета ИТМО

Она также отмечает, что на создание курса ее вдохновила магистратура Стокгольмского университета, где целенаправленно готовят магистрантов к будущей научной работе.

«Мы долго обсуждали возможность внедрения этой технологии в ИТМО вместе с директором Центра научной коммуникации Дарьей Денисовой. Она поддержала мою идею и подтвердила, что такой курс действительно необходим нашим студентам», — добавила Валерия Прокуратова.

В некоторых вузах России подобные курсы уже внедрены. Например, в НИУ ВШЭ проходят научно-исследовательские семинары, в Европейском университете — курсы по методологии. Программа Университета ИТМО отличается тем, что курс рассчитан именно на будущих специалистов по научной коммуникации, чтобы они на 100% поняли, как и с помощью каких методов создаются исследования именно в этой области.

Технологии интеллектуального анализа данных в научных исследованиях

Еще одним победителем от Университета ИТМО стала Ольга Кононова, доцент института дизайна и урбанистики. Она предложила учебно-методический комплекс на тему: «Технологии извлечения и интеллектуального анализа данных в научных исследованиях».

По словам преподавателя, существующие инструменты поиска, экспликации и анализа контекстного знания мало востребованы, так как в них отсутствует информация как о самих инструментах, так и о методах и алгоритмах их применения в науке и на практике.

Учебно-методический комплекс «Технологии извлечения и интеллектуального анализа данных в научных исследованиях» направлен на формирование исследовательских и аналитических компетенций магистрантов. Курс позволит студентам осознанно применять в научно-исследовательской практике комплексный подход (синтетический метод) к поиску и анализу контекстного знания, использовать на его базе аналитическое ПО и среды со встроенными сервисами экспликации, кластеризации и статистической обработки научных текстов.

Студенты Университета ИТМО
Студенты Университета ИТМО

«Наши магистранты приобретают исследовательские навыки работы сначала в лабораториях, центре технологий электронного правительства ИДУ ИТМО, затем в информационно-аналитических центрах, государственных организациях, ИТ-кластерах высокотехнологичных предприятий, бизнес компаниях Санкт-Петербурга и других регионов. Интеграция нового курса в учебный процесс обеспечит магистрантов методикой и инструментарием для достижения практико-ориентированных и востребованных государственными структурами и бизнес-сообществом результатов», — рассказала Ольга Кононова.

Важно, что используемые в учебно-методическом комплексе программные среды и информационные системы являются доступными по типу лицензирования и по наличию веб-интерфейса. Это позволяет использовать их как для самоподготовки во внеучебное время, так и на занятиях.

Предлагаемый учебно-методический комплекс соответствует образовательному стандарту ИТМО «Прикладная информатика» и содержанию дисциплины «Технологии извлечения и интеллектуального анализа данных в научных исследованиях», которая появится в учебной программе с 2021 года, заменив дисциплину «Информационные технологии в научной деятельности».

Перейти к содержанию