Институт международного развития и партнерства Университета ИТМО (ИМРиП) был создан в 2014 году для организации и координации международной деятельности, поддержания репутации вуза на глобальном уровне, а также обеспечения благоприятной среды для комфортного обучения иностранных студентов университета.
Как подчеркивает первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, с точки зрения научной и образовательной деятельности ИМРиП является точкой коммуникации, пересечения и интеграции различных направлений, существующих в Университете ИТМО и его экосистеме.
«Институт международного развития и партнерства видит своей задачей, прежде всего, развитие трансдисциплинарности ― совмещения академических и не академических компетенций, областей, сред. Мы являемся точкой входа для людей искусства и творчества в ИТМО. Все свои исследования и образовательные программы ИМРиП реализует в тесной сетевой работе с другими факультетами, группами, подразделениями университета. Мы даже иногда шутим между собой о том, что ИТМО ― connecting people! ― говорит Дарья Козлова. ― Кроме того, на нас лежит большая и ответственная задача по реализации общевузовских блоков ― мышления, Soft skills, английского языка, креативных технологий, русского языка как иностранного. И наконец, мы отвечаем за всю международную деятельность в широком смысле ― начиная от поддержки иностранных студентов и заканчивая всем контентом, выходящим в ИТМО на иностранных языках»
Сейчас ИМРиП стал главным центром междисциплинарных исследований и инновационных образовательных программ перспективных направлений и профессий будущего. Так, на базе Института была создана единственная в России магистратура по научной коммуникации, Международный центр цифровых гуманитарных исследований с программой «Анализ культурных данных и визуализация», Центр искусства и науки с первой в России магистратурой по Art & Science. В прошлом году совместно с Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Центром Центр STS (Science, Technology and Society) запустилась программа двойных дипломов по направлению «Наука и технологии в обществе» (Science and technology studies — STS).
О том, как строится обучение и какие возможности дает каждая из программ, рассказываем в нашем большом материале.
Научная коммуникация
Магистратура по научной коммуникации появилась в ИТМО пять лет назад — в 2016 году, и стала первой в России образовательной программой, которая готовит специалистов-медиаторов между наукой и обществом. Выпускники программы становятся научными журналистами, PR-специалистами в образовательных и научных учреждениях, продюсерами научно-популярного контента, кураторами и организаторами научно-популярных мероприятий, а также аналитиками и научными исследователями. Впрочем, как подчеркивают создатели программы, при пересечении всех этих сфер регулярно появляются новые специальности и варианты карьерного развития.
Одна из уникальных особенностей программы еще и в том, что она открыта для абитуриентов с любым бэкграундом: ественно-научным, техническим, гуманитарным, медицинским. Главное — любопытство и желание дойти по сути и предмета исследований, не потеряв при этом важных смыслов.
«Каждый год на программу приходят удивительно разные абитуриенты: инженеры, религиоведы, физики, врачи, специалисты по качеству. Так что каждый набор у нас складываются уникальные команды — ребята дополняют и усиливают друг друга. Как правило, их объединяет главное — желание понять, как, кому и что можно рассказывать о мире науки и технологий, при этом делая это эффективно, этично и с удовольствием. Этот собирательный запрос озвучивают наши абитуриенты каждый год», — рассказывает сооснователь программы, директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дарья Денисова.
Как строится обучение
Программа рассчитана на два года и подразумевает создание собственного портфолио, начиная уже с первого семестра, за счет практик и проектов под руководством экспертов. Студенты изучают довольно нестандартный набор дисциплин: сюда входят и мультимедийная научная журналистика, наукометрический анализ данных, научный сторителлинг и теория коммуникаций, глобальные вызовы современной науки и корпоративный PR в научных организациях. Уже в следующем году будет запущен факультатив по дата-журналистике совместно с группой «Мегабайт».
Главный упор же делается на работу с приглашенными экспертами и менторами — учеными, журналистами и продюсерами, редакторами ведущих научных и научно-популярных СМИ, кураторами, создателями медиапроектов, PR-специалистами. Среди партнеров и друзей программы: все ключевые научно-популярные СМИ, крупные корпорации и наукоемкий бизнес, университеты и научно-исследовательские институты. Такая плотная работа с экспертами позволяет студентам не только узнать о специфике научного мира, но и глубже погрузиться в мир научной коммуникации и быть в прямом контакте с лидерами рынка ― своими потенциальными работодателями.
Профессиональные дисциплины начинаются уже в первом семестре, со второго же студентам предоставляется возможность скорректировать учебный план под свои потребности и интересы и выбрать одну из двух специальностей: одна про продюсирование научпоп-проектов и кураторство в музеях науки, другая — коммуникация в сфере Life Science. Причем, второе направление появилось только в прошлом году.
«Коммуникация в медицине и биотехе — это ответ на запрос рынка. Когда мы запускали программу, мы не ожидали такой интерес со стороны медицинских организаций, врачей, фондов. И наши студенты оказались довольно востребованы. Поэтому мы выделили это в отдельное направление, куда, кстати, позвали преподавать и наших выпускников, уже в роли экспертов», — комментирует Дарья Денисова.
За счет научно-исследовательской практики и стажировок, как зарубежных, так и российских, у студентов есть возможность попробовать себя в реальных условиях, определиться, чем он хочет заниматься, наладить профессиональные контакты, а часто и найти место будущей работы.
«Успехи наших выпускников — очень важный индикатор успеха программы. Кажется, они только вчера тренировались писать научные релизы, придумывали свои первые питчи, подавались на именные стипендии и готовились к интервью с учеными. Сегодня они трансформируют представление о роли и задачах научной коммуникации ― возглавляют или создают с нуля пресс-службы, консультируют ведущие вузы, запускают собственные научно-популярные проекты и исследования. И еще они возвращаются к нам не только в качестве преподавателей и экспертов, но и как заказчики и работодатели. И мы ценим это сообщество», — поделилась Дарья Денисова.
Как поступить
Поступить в этом году можно только онлайн, доступные даты для прохождения экзамена есть в июне, июле и августе. Дистанционный формат позволяет увеличить количество приемных дней, а также значительно расширить географию абитуриентов.
Кроме экзамена можно поступить также по конкурсу «Портфолио» Университета ИТМО.
Искусство и наука
Магистратура в области Art & Science была открыта в 2018 году и стала первой в России магистерской программой, которая дает студентам возможность войти в мир современного искусства и создавать арт-проекты на языке науки и высоких технологий.
Art & Science — междисциплинарная область современной культуры и одно из новейших направлений современного искусства, в котором художник для создания своих работ использует научные практики и высокие технологии — робототехнику, искусственный интеллект или биотехнологии.
«Магистратура Art & Science дает такие возможности для работы и обучения, которых просто не может существовать в классических художественных вузах, ― подчеркивает Алия Сахариева, директор Центра искусства и науки Университета ИТМО. ― Развивать направление Art&Science в художественных институтах может быть затруднительно, ведь у них нет возможности работать, например, с биотехнологиями — у них просто нет лабораторий для этого. Или они не смогут полноценно заниматься робототехническими экспериментами. У Университета ИТМО есть все инструменты, с которыми можно работать, все они открыты и доступны для художников. Это большое преимущество».
Как строится обучение
У программы есть две специализации: «Искусство и наука в естественнонаучной области» — это экологические направления, а также биоарт — «Искусство и наука в области точных наук», который подразумевает работу с искусственным интеллектом, робототехникой. Впрочем, эти разделения весьма условны, потому что все Art & Science проекты по умолчанию междисциплинарны. Все лекции ведутся исключительно на английском языке.
Еще одним преимуществом программы является то, что все преподаватели являются практикующими художниками и кураторами в области Art & Science, многие из них приезжают из других стран — поэтому обучение строится в формате интенсивов. То есть это не ежедневные занятия с утра до вечера, а интенсивные двухнедельные курсы.
Студенты получают возможность войти в мир современного искусства, познакомиться и поработать с его представителями, обзавестись необходимыми контактами, принимать участие в выставках и международных проектах. Так, студенты выставляли свои работы на Фестивале медиапоэзии, Киберфесте и получили приглашение на большую международную выставку во Франции. Обучение на программе также завершается выставкой дипломных проектов студентов.
Важной особенностью является то, что поступить могут кандидаты с любым бэкграундом. Не требуется и специального художественного образования: в ходе обучения у студентов будет возможность освоить как теоретические блоки по современному искусству, так и практические инструменты для создания своих работ.
В рамках теоретической программы читаются курсы по современному искусству, постгуманизму, управлению креативными проектами, кураторству научно-технологических проектов. Кураторы программы стремятся предоставить студентам как можно больше инструментов для создания арт-проектов, поэтому программа может меняться, появляются новые курсы. Так, например, в этом году будет введен новый предмет — «Аудиовизуальные художественные практики в современном искусстве», в рамках которого студенты будут, в частности, изучать саунд-арт.
Студенты также осваивают навыки обработки и анализа данных и работы с искусственным интеллектом. Впрочем, у программы нет цели превратить студентов в специалистов в робототехнике и программировании: большинство Art & Science проектов создается в команде с участием специалистов с разными компетенциями в сотрудничестве с различными лабораториями и подразделениями университета. Для работы над арт-проектами в распоряжении студентов программы будет собственная арт-резиденция на Биржевой линии 14, в которой студенты будут выставлять свои дипломные проекты.
Программа готовит не только художников, но также кураторов, исследователей, арт-предпринимателей, дизайнеров и 3D-специалистов, создателей инсталляций, арт-пространств и арт-технологий для бизнеса и предприятий.
Как поступить
Есть несколько вариантов поступления в магистратуру: общеуниверситетский конкурс «Портфолио», вступительный экзамен, а также собственный конкурс «Искусство и наука» — для участия в нем нужно подготовить портфолио своих художественных работ либо научных разработок, статей и публикаций, написать CV и мотивационное письмо с описанием тем или идей проектов, над которыми кандидат хотел бы поработать. Еще один вариант поступить — стать медалистом или победителем олимпиады «Я профессионал».
Подготовиться к поступлению можно, ознакомившись со списком экзаменационных вопросов и рекомендуемой литературы на сайте программы, а также поучаствовав в онлайн-курсах Premasters. На страницах Центра искусства и науки в социальных сетях постоянно публикуется информация о научно-технологических проектах, художниках, отзывы студентов, а также информация о поступлении. Центр регулярно проводит дни открытых дверей онлайн, а также Портфолио Review ― индивидуальные 15-минутные онлайн консультации для тех, кто сомневается в правильности оформлении своего портфолио.
Для тех, кто активно интересуется научно-технологическим искусством будут интересны подкасты «SciArt Talks» ― серии интервью и дискуссий в сфере Art & Science на английском языке. В подкастах Лаура Элидедт Родригез Торрес ― биотехнолог, биохудожник и студентка программы ― обсуждает с ведущими художниками и кураторами био-арт, медиа-искусство, постгуманизм, трансгуманизм и многие другие темы. Цель этих подкастов ― популяризация науки и искусства через рассказы о жизни и работе художников и исследователей в этой области. Так, гостями подкастов уже стали такие всемирно известные художники, как Майя Смрекар, Анна Думитриу, Елена Никоноле, а также куратор и руководитель программы Дмитрий Озерков.
Кроме того, этим летом есть возможность поближе познакомиться с научно-технологическим искусством, а именно проектами на стыке искусства и биотехнологий во время Летней школы «БиоАрт. Биоматериалы в искусстве». Участники узнают об эстетическом потенциале микробной целлюлозы (МБ), растительных волокон и философских вопросах работы с биоматериалами, выращивания гибридных тел в художественной практике. В ходе мастер-классов участники смогут разработать свои инновационные идеи и попытаться решить вопросы устойчивости, этики и эстетики работы с живыми организмами.
Анализ культурных данных и визуализация
Магистерская программа «Анализ культурных данных и визуализация» (Data, Culture and Visualization) — результат сотрудничества Международного центра цифровых гуманитарных исследований с Лабораторией машинного обучения и культурными институциями Санкт-Петербурга в области сбора, анализа и визуализации культурных данных. Это двуязычная междисциплинарная программа, объединяющая гуманитарные науки с компьютерными технологиями.
Классическая методика исследований, используемая в исторических, лингвистических, культурологических, социологических науках в рамках этого направления трансформируется в работу с большими данными, цифровыми объектами, оцифрованными материалами. Соответственно, учебный курс в первую очередь рассчитан именно на абитуриентов с бэкграундом в области истории, философии, культурологии, музейного дела, которые хотят получить навыки программирования, принципы создания и работы с базами данных, а также компетенциям продакт-менеджмента. Тем не менее, на программе рады студентам с техническим бэкграундом, которые хотели бы попробовать себя в качестве тимлидов и поработать над социально значимыми проектами в области Digital Humanities.
Как строится обучение
У программы есть два трека: «Цифровые гуманитарные исследования» на русском языке и «Cultural Analytics/ Культурная аналитика» ― на английском. В первом упор делают на обучение навыкам программирования, машинного обучения в области DH, мэппинга и разработки геоинформационных систем. Направление курируют эксперты из Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, а также соруководитель Международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований, профессор Нью-Йоркского университета Кимон Керамидас.
Во второй — на методики проведения интернет-исследования, анализ социальных сетей и теорию цифровых медиа. Идеологом и вдохновителем открытия данной специализации является основатель направления культурной аналитики, профессор Городского университета Нью-Йорка Лев Манович, который будет выступать в качестве сокуратора учебного трека.
Каждый курс разбит на модули длительностью от двух недель. Так как программа международная, она предполагает сотрудничество с иностранными партнерами, вузами и преподавателями. Также активно работает программа семестрового обмена.
Как подчеркивает руководитель программы Антонина Пучковская, магистранты с самого начала обучения погружены в практическую работу и тесно интегрированы в культурные институции.
«Площадку для практики нам предоставляют культурные институции: у нас уже есть договоренность о сотрудничестве с Эрмитажем, Центральной городской публичной библиотекой имени В. В. Маяковского, Кунсткамерой, Библиотекой им. М.Ю.Лермонтова, Государственным литературно-мемориальным музеем Анны Ахматовой, Литературно-мемориальным музеем Ф.М.Достоевского и др. Хотелось бы отметить, что коллеги из институций-партнеров принимают активное участие в приемной кампании в качестве членов приемной комиссии. В рамках научно-исследовательской работы мы с первого семестра распределяем наших магистрантов по проектам — кейсам, которые нам предоставляют культурные организации. Со своей стороны мы стараемся создать все необходимые условия, чтобы каждый наш студент смог примерить на себя роль куратора digital humanities проектов: от разработки идеи до создания прототипа, — а культурные институции, соответственно, помогают нам в этом, консультируя и курируя наших магистрантов. Потом эти кейсы либо превратятся в выпускную квалификационную работу, либо станут проектом в портфолио», ― говорит она.
Магистранты могут как подключиться к работе в существующих проектах или выбрать кейс от культурной институции, так и предложить собственную идею реализации DH-проекта. На базе Центра цифровых гуманитарных исследований в данный момент ведется работа над тремя крупными проектами. Первый — это культурная карта St.Retrospect — интерактивный интерфейс на базе open-source программного обеспечения, содержащего историко-культурологические метаданные о ключевых топонимах Санкт-Петербурга.
Второй — приложение для геймификации процесса изучения истории Санкт-Петербурга. Проект подразумевает разработку малоизученных тем репрезентации историко-культурного наследия в виртуальной среде и предлагает методологические разработки квестов и виртуальных экскурсий (где медиумом является не экскурсовод, а техническое средство).
Третий проект — анализ феномена токсичности в российских новых медиа и его интеграция в культурологическую парадигму. Он посвящен решению проблемы идентификации русскоязычных токсичных высказываний в цифровом медийном пространстве с целью их типологизации посредством применения алгоритмов машинного обучения и последующей интерпретации феномена токсичности в культурологическом ключе.
С полученными знаниями и компетенциями выпускники смогут работать в сфере научных и академических исследований, а также в аналитике, маркетинге, управлении культурным наследием, кураторстве и других культурных отраслях.
Как поступить
Эффективнее всего поступать на программу по конкурсу «Портфолио» — этот способ руководители программы считают самым комфортным и простым. Для этого нужно приложить свои публикации и исследовательские работы, сертификат участника конференции (если он есть), а также сертификат, подтверждающий знание английского языка, рекомендательное и мотивационное письмо. В последнем нужно указать, над каким кейсом или в какой культурной институции абитуриент хотел бы поработать — предпочтение будет отдаваться именно тем, кто имеет четко выраженные идеи проекта и конкретную цель.
Вступительные экзамены будут проходить онлайн — доступны несколько дат в июне, июле и августе. Со списком вопросов можно познакомиться на сайте, там же есть и список рекомендуемой литературы и онлайн-курсов в рамках программы Pre-masters.
В своих соцсетях DH Center регулярно публикует инструкции, как правильно заполнять документы для портфолио, а также проводит дни открытых дверей в формате онлайн на русском и английском языках, рассказывая про область DH и консультируя по основным вопросам поступления на программу Data, Culture and Visualization.
Наука и технологии в обществе
В прошлом году Университет ИТМО совместно с Европейским Университетом в Санкт-Петербурге запустил первую программу двойных дипломов — «Наука и технологии в обществе». Это уникальная исследовательская программа, объединяющая практики социальных исследований науки, технологий и инноваций.
Программа реализуется двумя центрами: в ИТМО ― Центром научной коммуникации, в Европейском университете — Центром исследований науки и технологии, ведущей исследовательской лабораторией в этой области в России.
Программа ориентирована как на людей, имеющих подготовку в области социальных и гуманитарных наук, так и на специалистов с естественнонаучным и техническим образованием, но заинтересованных в исследовании связей науки, технологий и общества.
Целью программы является подготовка специалистов в области социальных исследований, а также аналитиков науки и технологий. Как отмечает преподаватель магистерской программы, доцент Института международного развития и партнерства Университета ИТМО, научный сотрудник Центра STS ЕУСПб Андрей Кузнецов, сейчас на российском рынке труда ощущается острый дефицит подобной экспертизы.
«В последние десятилетия сам характер науки очень сильно изменился. Университеты все больше интегрируется с промышленностью. Технологии становятся все более наукоемкими, грань между наукой и техникой стирается. Эти процессы ведут к неожиданным трансформациям: сами университеты или научные группы в них организуют стартапы, ученые мигрируют из университета в промышленность и обратно, появляются совместные академические и промышленные бизнес-проекты. Классическое представление, что наука “открывает”, технология “применяет”, а промышленность “производит”, — больше не работает, все эти процессы перемешаны и гибридизированы. И поэтому требуют изучения», ― комментирует он.
На программе студентов учат ориентироваться во всем многообразии научных, технологических, а также социально-культурных и политических процессов. Среди изучаемых дисциплин ― наукометрический анализ и картирование науки и технологий, социальная теория, инновации и общество. В итоге выпускники смогут найти себя в таких сферах, как менеджмент и консалтинг в области инноваций, стартапов, научно-технических разработок; бизнес-аналитика и бизнес-антропология в наукоемких и технологических компаниях; коммуникация и маркетинг. Также выпускники смогут заниматься исследовательскими проектами в сфере взаимодействия науки и общества.
Как строится обучение
Магистратура подразумевает две специализации: «Инновации и устойчивое развитие» — здесь больший упор будут делать на управление и менеджмент в сфере науки и технологий, и «Стратегические коммуникации в научных и образовательных организациях».
В программе обучения ключевое внимание уделяется практической работе и проведению собственных исследований:
«Курсы на нашей программе предполагают анализ кейсов, разработку собственных дизайнов исследовательских проектов, а также выход в поле, проведение самостоятельных исследований. У студентов будет возможность посмотреть, как реально устроены инновации в процессе их разработки. В частности, в рамках моего курса “Инновации и общество” две группы студентов работают с захватывающими инновациями: одна группа анализирует проект беспилотного автомобиля компании, которая базируется в Санкт-Петербурге; вторая ― исследует разработку носимого устройства для отслеживания когнитивной активности людей на основе технологии электроэнцефалографии», — рассказывает Андрей Кузнецов.
В новом учебном году поступающим стоит ориентироваться на два основных проекта, которые разрабатываются в Центре исследования науки и технологии в Европейском университете: первый связан с изучением социально-политических споров вокруг изменения климата и с анализом эпохи, которую сегодня называют антропоцен. Второй проект — это картографирование технологической множественности сферы беспилотных автомобилей. В обеих этих темах сочетается множество аспектов, и студенты смогут выбрать и начать разрабатывать собственные проекты. Но если у абитуриента уже есть своя тема, то он сможет реализовать ее в рамках индивидуального трека.
Как поступить
Поступить на направление можно только сдав экзамен — он будет проходить онлайн в июле и августе. Конкурс «Портфолио» в данном случае не действует, это объясняется различием в особенностях поступления двух вузов. Все материалы для подготовки к экзамену можно найти на сайте программы.
Добавим, что подробнее обо всех программах их руководители также расскажут в прямом эфире 2 июня. Посмотреть трансляцию можно по этой ссылке.