Средневековые монастыри как центры по хранению информации
Средневековые монастыри зарабатывали на книгах, или, как бы мы сказали сегодня, на хранении и копировании информации. У них была монополия на производство печатной продукции. Почему? Дело в том, что это был очень долгий и крайне дорогой процесс. Мы говорим о том периоде, когда информация была неотделима от ее носителя. Для того, чтобы сделать копию книги — нужно было подготовить бумагу и физически перенести туда информацию. Только монастыри, имея время и большой штат монахов, могли позволить себе эту деятельность.
Если мы шагнем на несколько десятков лет вперед, то застанем изобретение печатного пресса. Процесс копирования стал значительно быстрее и удобнее, однако монастыри не обрадовались такой инновации. В чем причина? У них украли монополию на тиражирование информации. Кроме того, они выполняли функции комитета по цензуре, а после изобретения печатных станков нужно было создавать дополнительный орган для этих целей.
Таким образом, изменилась вся система копирования и хранения информации: от производства до экономической модели.
Музыкальная индустрия: от локальных концертов до Ctrl+C / Ctrl+V
Давайте посмотрим, как передача данных менялась в музыке. В средние века человек мог насладиться музыкальным произведением только в особых случаях: в церкви, если сам умел играть или просил это сделать кого-то в поселении. У музыки не было иного носителя, кроме того, кто ее исполнял. Но спустя несколько веков зарождается звукозаписывающая индустрия. Появляются пластинки, затем кассеты. И каждая новая итерация влечет за собой упрощение процесса копирования информации с ее носителя.
На рубеже XX и XXI века этот процесс сжался до двух клавиш: Ctrl+C / Ctrl+V. Появились CD-диски, и несмотря на то, что информация по-прежнему была привязана к носителю, сам процесс дублирования стал очень быстрым и дешевым.
Я учился в США с 1994 по 1998 год, как раз в это время люди научились копировать информацию с CD-дисков. Интересно было сравнивать отношение к этому процессу: в России никто не переживал по поводу доступности данных, а в США люди всерьез переживали, не является ли это воровством, чем-то негативным.
Легкий доступ к информации породил B2B-сервисы, где одни люди выкладывали что-то, а другие у них скачивали. Это стало критическим моментом, потому что ломалась финансовая модель. Чтобы выпускать книги, записывать музыку и снимать кино, нужны деньги, а люди просто копируют все это и не платят. Это пример того, как технологическая инновация разрушила экономический уклад рынка. Старые игроки, которые раньше зарабатывал на этом производстве, вынуждены были выйти из игры.
Как индустрия борется с пиратством
Но как произошла революция? Как индустрия спаслась от пиратского копирования? В 2001 году Apple делает презентацию первого iPod. Кто-то мог подумать, что ключевая инновация заключалась дизайне плеера, но на самом деле iPod заново научил людей платить за контент, запустив iTunes.
Технологию, которая разрушила отрасль и полностью раздробила функции монастыря, удалось заново собрать в монастырь.
По сути люди, покупая iPod, покупали возможность не воровать. Он изменил подход: вместо 20$ за диск с 12 песнями, клиенты платили по доллару за одну песню. Таким образом, это стало казаться более доступным и одновременно более приятным, потому что ты больше не копируешь музыку «в черную» в плохом качестве.
По сути человек покупал дорогой девайс, чтобы и дальше платить «монастырю» за его помощь в копировании и сортировке информации. И это несмотря на то, что технология позволяла делать это практически бесплатно. Но оплата становится стандартом качества, а «монастырь» получил возможность контролировать и зарабатывать с каждой копии, вернув в индустрию доход.
После этой революции Стив Джобс продолжил монополизировать информацию, запустив тем самым культурное принятие такого обращения с данными.
Транзакции: что готовит будущее
Я думаю, что мы находимся на пороге интересного времени, когда изменится функция денег и транзакций. Сейчас каждый раз, когда мы что-то покупаем в интернете, то меняем деньги на товар или услугу. И в любой транзакции возникает неловкий момент, когда ты либо получил товар, но еще не заплатил, и продавец переживает, не обманешь ли ты его, либо складывается обратная ситуация.
Мне кажется, что следующая инновация совместит текущий инструмент транзакции с возможностью отслеживать перемещение товара. Деньги будут «зависать» и списываться только тогда, когда клиент получит искомый продукт. Мне кажется, что это будет эволюция, которая позволит вывести доверие между покупателем и продавцом в интернете на новый уровень.