Проект «SEE: Our Cities» стал своеобразным ответом на вызовы дистанционного обучения и проблемы изменения коммуникации в условиях карантина. Он не только способствует дальнейшей интеграции мировых вузов в период продолжающейся пандемии. Предложенный в его рамках инновационный подход к формированию международных учебных команд открывает безграничные возможности для высшего образования. Ведь, поступая в один университет, студенты становятся частью «глобальной образовательной сети» из 16 лучших вузов мира в области дизайна и архитектуры, получают доступ к их уникальным знаниям, опыту и ведущим преподавателям.
Невероятная аудитория по всему миру
Инициатором проекта по созданию единой платформы обучения студентов с лучшими командами мира стала Лин Годли, профессор промышленного дизайна Канбарского колледжа дизайна, инженерии и коммерции Университета Томаса Джефферсона (США) (Thomas Jefferson University, USA).
В преддверии осеннего семестра — 2020 она задалась вопросом, как организовать учебный процесс онлайн так, чтобы по качеству он не уступал обучению в офлайн-аудиториях и дал студентам уникальный опыт, который они не смогли бы получить в других условиях. После совместного мозгового штурма с коллегами из разных вузов родился международный проект по дизайну городской среды «SEE: Our Cities», не имеющий аналогов в мире.
Помимо Thomas Jefferson University (USA) в проекте участвуют еще 15 университетов и школ архитектуры и дизайна из разных стран мира. Среди них — Дрексельский университет (Drexel University); Ариэльский университет (Ariel University, Israel); Китайский горно-технологический университет (Chinese University of Mining and Technology) and Университет Циньхуа (Tsinghua University, China); Суинбернский технологический университет (Swinburne University of Technology, Australia); Кёльнская международная школа дизайна (Koln International School of Design, Germany); Школа искусств Грэя (Grays School – Robert Gordon University of Art, Scotland); Duoc (Чили) и другие.
Единственным вузом-участником из России стал Сreative Lighting Department Университета ИТМО в лице руководителя образовательной программы магистратуры «Световой дизайн» Натальи Быстрянцевой, которая в рамках проекта совместно с Дмитрием Инги читает лекцию «What can urban lighting have an impact on?».
«По сути, речь идет о создании единого образовательного пространства, которое расширяет аудиторию отдельных вузов за счет привлечения студентов и преподавателей из других университетов, позволяет обмениваться ресурсами и обучать дизайну без границ. Студенты вузов-участников проекта смогут посещать лекции, приобретать новые знания и обмениваться опытом в составе международных команд, не выходя за пределы своего дома или не покидая своего вуза», — говорит Наталья Быстрянцева.
Возможность присутствовать на занятиях в других университетах расширяет масштабы образования в сфере дизайна, дает импульс для интеграции и развития международного межвузовского сотрудничества. А также обеспечивает доступ студентам и преподавателям к невероятной аудитории по всему миру. При этом методология, расписания лекций, нюансы учебных программ могут различаться в зависимости от конкретного вуза.
Трамплин в будущее
Вовлеченные в проект студенты изучают различные дисциплины, включая дизайн (продуктовый, промышленный и междисциплинарный), архитектуру, искусство, социологию, городское пространство и др. Они посещают общественные места в своих городах, предварительно выбранные их преподавателями, и ведут наблюдения за поведением человека в городской среде.
Это позволит определять возможности для последующего дизайнерского вмешательства и разрабатывать концепции дизайнерских решений с учетом географических, национальных и культурных особенностей места.
Участники проекта получают новый опыт и смогут наглядно наблюдать разнообразные вариации и региональные подходы к дизайну общественных пространств разных городов, что, безусловно, обогатит их профессионально.
Помимо работы «в полях» студенты посещают виртуальные лекции и семинары, где они могут пообщаться с преподавателем в прямом эфире или послушать заранее записанные в школах-партнерах выступления известных лекторов. Такой подход помогает решить в том числе и «логистические» проблемы, связанные с ограничением образовательных поездок в условиях пост-COVID.
Пилотный проект «SEE: Our Cities» стартовал в сентябре 2020 года. Он завершится в конце первого семестра. Его результатом станет создание и публикация в открытом доступе итоговой видеопрезентации, куда войдут лучшие видеообзоры на тему дизайна городских пространств от каждого вуза-участника.
По словам Лин Годли, это всего лишь один проект в семестре, но он потенциально может стать трамплином в будущее.
«Это хороший эксперимент. Образование уже давно двигалось в направлении размышлений о более универсальном подходе к обучению и о том, как мог бы выглядеть университетский класс будущего, — говорит она. — После публикации проекта в интернете эту идею можно было бы продвигать как новую методику обучения».
При подготовке текста были использованы материалы статьи.
CLD ITMO University