Несмотря на переход многих мероприятий в онлайн, студенты ИТМО могут принять участие в конкурсе частичной финансовой поддержки и получить новые знания и навыки, не выходя из дома. Например, это могут быть образовательные мероприятия длительностью до одного месяца: онлайн-школы, семинары, чемпионаты и так далее.

По результатам конкурса ИТМО может профинансировать до 70% от размера организационного взноса за онлайн-мероприятие.

Конкурс на получение финансирования открыт весь год. Важно подать заявку не позднее, чем за 1 месяц до планируемого офлайн мероприятия, и не позднее, чем за 1 неделю до онлайн мероприятия.

Ранее мы рассказывали об успехах наших студентов, которые поехали в Испанию, Великобританию, Чехию и другие страны за новыми знаниями и навыками, а также поучаствовали в престижной онлайн-конференции. Теперь участники краткосрочных онлайн-школ поделились с ITMO.NEWS своим опытом и мотивацией.

Альфия Шахмаметьева

студентка факультета информационных технологий и программирования

Альфия Шахмаметьева. Фото из личного архива
Альфия Шахмаметьева. Фото из личного архива

Летняя онлайн-школа «Introduction to Data Analytics in R» от Маастрихтского университета, Нидерланды

О выборе школы

Это уже не первый мой опыт участия в летней школе за рубежом, но первый — в виртуальном формате. Мне нравится формат краткосрочных курсов, который позволяет либо только познакомиться с предметной областью, либо углубить свою экспертизу и проработать более узкие детали. На эту летнюю школу я подалась, поскольку меня зацепило описание программы, которое было предоставлено университетом-организатором. Кроме этого, я прочитала отзывы студентов о прошедших летних школах, которые проводил Маастрихтский университет, и все они были настолько мотивирующими, что мне самой захотелось пройти этот путь.

Что самое важное при подаче заявки

Главное — изначально понимать, какой опыт ты хочешь получить от летней школы, какие цели ставишь перед собой. Если знать это, то мотивационное письмо пишется на одном дыхании, и становится сложно ограничить себя рамками нескольких сотен слов. Для меня самым сложным было как раз написать в этом небольшом объеме грамотное мотивационное письмо, раскрывающее твои профессиональные качества, личностность и мотивацию, почему именно ты подходишь на роль участника летней школы. А так, не могу назвать процесс подачи заявки сложным, он четко структурирован и отлажен, к тому же Университет ИТМО очень быстро предоставил мне все подтверждающие документы. Очень важно подготавливать заявку заранее, не в последний момент.

Впечатления от онлайн-участия

Впечатления остались положительные. Наш преподаватель был настолько заряжен желанием передать свой опыт и вовлечением студентов в процесс, что это читалось даже через Zoom. К тому же одногруппники на курсе были очень замотивированы, что тоже сказалось на моем впечатлении от школы.

Плюс онлайн-участия — это то, что не нужно никуда ехать, чтобы иметь возможность пройти летнюю школу в Нидерландах, это все можно сделать сидя дома за своим ноутбуком и имея доступ в Интернет. Также, отсюда вытекает отсутствие дополнительных затрат на саму поездку, получение визы.

Однако всё-таки личное общение и взаимодействие воспринимается иначе. Обычно летние школы включают в себя социальные и культурные программы, когда студенты общаются друг с другом в неформальной обстановке за пределами класса, посещают достопримечательности и путешествуют. То есть офлайн-участие дает больше возможностей для такого рода активностей, онлайн же остается только общение в рамках обсуждения домашних заданий.

Как проходила школа

На школе я изучала анализ данных с использованием языка программирования R, ориентированный в большей части на статистические данные.

Занятия проходили каждый день и были построены в формате лекций и дискуссий-практик. Мы ежедневно выполняли практические домашние задания, а с утра на следующий день обсуждали возникшие трудностей и узкие места. Курс стандартно завершился экзаменом с прокторингом. Отмечу, что экзамен был довольно-таки сложным.

Больше всего мне запомнилась мотивированность преподавателя, которая читалась даже через взаимодействие в Zoom. Также отмечу четкую структуру курса, обилие задач с неоднозначными решениями, над которыми приходилось поломать голову. И вовлеченность сокурсников в процесс. 

Чтобы извлечь максимум полезной информации из школы, участвуя онлайн, нужно быть вовлеченным и обращать больше внимания на детали. Плюс, следует выделить больше свободного времени на школу, например, взять отпуск на время обучения, если уже работаешь, потому что иначе может возникнуть соблазн совместить и работу и школу. А это практически невозможно без ухудшения качества. 

Советы будущим участникам

Будущим участникам я советую несколько вещей. Во-первых, нужно заранее готовиться к подаче заявки и следить за дедлайнами, часто старт школы и окончание принятия заявок на участие имеют разницу в несколько недель-месяц.

Во-вторых, сформировать цели и вопросы, на которые хочется получить ответы в рамках школы до старта самой программы.

В-третьих, высыпаться и быть полным энергии для получения нового и незабываемого опыта!

Марина Клещельская

на момент участия — магистрантка Института дизайна и урбанистики

Марина Клещельская. Фото из личного архива
Марина Клещельская. Фото из личного архива

Российская архитектурная школа МАРШ, курс «Построение интегрированной модели территории»

О выборе школы

На лекциях в ИТМО наши преподаватели рассказывали о методах space-syntax, и еще тогда он показался мне очень интересным. Поэтому, когда я узнала, что будет школа, посвященная этому инструменту, решила принять участие и подать заявку на конкурс частичного финансирования ИТМО.

Впечатления от онлайн-участия

К участию в онлайн-мероприятии я была полностью готова и четко осознавала, что это такое, потому что с марта мы учимся онлайн. Однако было сложно следить за некоторыми техническими моментами школы, потому что она состоит не только из лекций, но и практической работы. Нужно было следить за тем, что делает в них преподаватель, и все успевать, но мы работали в комфортном темпе.

О преимуществах онлайн-обучения

Когда школа проходит виртуально, ты можешь почти гарантированно попасть на нее. Расстояние перестает быть помехой, и ты можешь посещать школы по всему миру, находясь где угодно. Также, когда ты добираешься до обычной школы, что-то может помешать, и тебе физически сложнее приехать: что-то может пойти не так, ты можешь опоздать на урок и так далее. А на занятие в зуме сложно опоздать или не прийти, только если случится что-то совсем из ряда вон выходящее. Если бы не возможность онлайн-участия, я бы, наверное, так и не побывала на школе.

Как проходила школа

Мы изучали инструменты space-syntax для работы с различными видами анализа через Zoom. Было несколько блоков: введение в работу с пространственными данными, основы пространственного анализа, потом были углубленные занятия по различным видам анализа, далее мы занимались интеграцией полученных функциональных и пространственных данных, а в конце определяли связи между полученными параметрами и думали, как можно применить результаты на модели территории, как давать прогнозы и определять экономические или даже социальные эффекты развития территории. Каждое занятие состояло из теоретической и практической частей.

Мне очень понравилось то, как вели школу: на любые, даже технические вопросы отвечали. Это очень важно, потому что если у тебя не работают необходимые программы, ты можешь не осилить курс. На школе собралась мощная команда.

Самое главное, чтобы извлечь пользу из любого мероприятия — нужно сразу же применять полученные навыки. Конечно, очень соблазняет возможность пересмотреть материалы потом, но с вероятностью 80% этого не случится. Проходить какие-то обучение «впрок» — это потеря времени и других ресурсов. Нужно четко понимать, для чего ты участвуешь в школе, как и когда ты это будешь применять.

Школа дала мне инструменты, которые я буду использовать в своих НИР. Это, в частности, пространственный ГИС-анализ для выбора наиболее удобного расположения объекта.

Лада Зимина

магистрантка международной программы «Анализ культурных данных и визуализация»

Лада Зимина. Фото из личного архива
Лада Зимина. Фото из личного архива

Школа «Utrecht Data Summer School», программа «Exploring Culture through Data: digital methods & Data practices», Нидерланды

Впечатления от онлайн-участия

От участия в онлайн-школе у меня в целом остались положительные впечатления. В ней были ребята со всего мира с разным культурным и образовательным бэкграундом — было интересно со всеми познакомиться. Утрехтская школа проходила довольно интенсивно — всю неделю с утра до вечера (с перерывами) мы сидели в Microsoft Teams: слушали лекции, разбирались с разными программами на воркшопах, делали командные проекты. Виды активности постоянно сменялись, поэтому не было сильного утомления от онлайна.

Из плюсов я могу выделить комфорт и свободу. Утром не нужно было никуда собираться и идти. Однако несмотря на это, я скучаю по путешествиям, очному обучению и личным знакомствам.

Как проходило обучение

Первый день был вводным, мы послушали вступительную лекцию, а потом общались, знакомились, сканировали свои дома на наличие «data points» предметов, которые могут собирать данные, думали о том, почему эти данные было бы интересно изучить. Остальные дни начинались с воркшопов, на которых мы изучали сетевой анализ, основы программирования на питоне, учились делать репрезентативные визуализации. Потом мы разбивались на небольшие группы, вместе доделывали задания воркшопов и работали над финальным проектом. Заканчивался день лекцией. Каждый раз была какая-то новая тема, но в целом лекции были о критическом подходе к анализу данных.

Мне особенно понравились лекции в формате подкастов. Пару раз я просто выходила гулять в парк и слушала материал.

На что обратить внимание

Нужно стараться постоянно быть включенным в процесс и не отвлекаться на посторонние дела, задавать больше вопросов. В процессе подачи заявки важны коммуникация и терпение на случай, если вам придется переделывать документы. Например, я дважды писала организаторам школы с просьбой переделать приглашения и сертификаты участника, все отнеслись с пониманием и довольно быстро выслали исправленные варианты.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Школы, на которые можно подать заявку в 2021 году

Студенты ИТМО могут подавать заявку на частичное финансирование академической мобильности круглый год, главное — сделать это заранее. Мы рассказываем о нескольких онлайн-школах, на которые можно подать заявку в 2021 году: три из них пройдут в феврале, одна — в мае.

Другие варианты можно поискать, например, в образовательном календаре ИСУ.

Wessex Institute, Англия

  • Семинар «Short Course on Smart Cities: Lessons from a Pandemic 2021»

17-19 февраля 2021, онлайн

Участники воркшопа рассмотрят выводы из продолжающегося кризиса, связанного с пандемией коронавируса как с теоретической, так и с практической точки зрения. Цель семинара — предоставить площадку для обсуждения необходимости изменить городское планирование не только к реагированию на последствия кризиса, но и внедрению постоянных изменений в способах строительства городов.

  • Курс «Short Course on Introduction to Air Pollution Modelling»

11-13 мая 2021, онлайн

Участники курса обсудят все аспекты загрязнения: выбросы, атмосферные процессы, воздействие на воздух концентрации и осаждения химических веществ, а также неблагоприятное воздействие загрязнения на человека и окружающую среду. Далее они сосредоточатся на доступных математических и численных методах, используемых для моделирования, понимания и прогнозирования явлений загрязнения воздуха, а затем им представят доступные программные инструменты для моделирования качества воздуха, включая моделирование метеорологических параметров, необходимых для его анализа.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

University of Fribourg, Швейцария

Обе школы откроются общим курсом «Краткое знакомство со Швейцарией», на котором участники получат целостное представление о стране через призму истории, экономики, социальных наук, подкрепленных статистикой и фактами, и познакомятся с другими участниками.

  • Зимняя школа «International Business, Innovation and Entrepreneurship»

14-19 февраля 2021

Участники узнают стратегии, используемые в коммуникации и управлении многонациональными корпорациями, особенно в европейском контексте и изучат увлекательную инновационную и предпринимательскую среду в Швейцарии, которая ставит страну на первое место в мире инноваций.

  • Зимняя школа «R Programming»

14-19 февраля 2021

Участники изучат язык программирования с открытым исходным кодом R, который широко используется в области анализа данных и статистических вычислений. Учебная программа включает в себя введение в R (самообучение), анализ текста на R, машинное обучение на R. По окончании курса участники смогут создать собственный проект на R.