Что знают о нас соцсети и как это может нам навредить: разбираемся в карточках
У всех нас есть личные странички в той или иной соцсети — а иногда сразу во всех. Мы скрупулезно заполняем профили, оставляя множество данных о себе, выкладываем море личной информации и делимся фото из повседневной жизни. А еще мы ежедневно что-то гуглим, серфим, вбиваем в навигатор и вообще не можем прожить ни минуты без подключения к сети. Насколько опасно так много рассказывать о себе в интернете, что такое цифровые следы и как это все может навредить нам, узнали у Ксении Бурой — внештатного сотрудника лаборатории Машинного Обучения ИТМО и программиста ВКонтакте.
Какие именно данные мы оставляем во время веб—серфинга или взаимодействия с соцсетями?
Можно разложить любые действия пользователя на простые составляющие: зашел на веб-сайт, ввел запрос, кликнул по определенным позициям, поперемещался по страницам, провел на каждой определенное количество времени. Все эти маленькие составляющие можно представить в виде данных. Чаще всего эти данные имеют табличный вид с самой минимальной информацией: например, id пользователя, время посещения раздела какого-то раздела сайта, количество проведенного там времени и т.д.
Как именно и на основе чего алгоритмы делают определенные выводы о нас?
Что в обычной жизни указывает нам, например, на уровень достатка человека? То, как часто он летает в путешествия, в какой продуктовый магазин ходит, какие покупки совершает, как часто бывает в заведениях общественного питания (и какого уровня это заведения). Есть ли у него дети. Есть ли у него машина, и какая это машина, сколько стоит ее обслуживание. Соответственно, все описанные выше моменты можно перевести в поисковые атрибуты и атрибуты человека в социальных сетях. Посещенные страницы могут указывать на уровень дохода не прямым, но косвенным образом. Данные о покупках могут давать понимание о примерной сумме трат за месяц. Поисковые запросы для разных уровней также будут отличаться: кто-то ищет займ, а кто-то вариант расширения собственного бизнеса.Таким образом, имея много косвенных описаний различных признаков, алгоритмы пытаются определить, с каким именно пользователем имеет дело.
А правда ли, что соцсети подслушивают наши разговоры, чтобы выдавать таргетированную рекламу?
Сложно сказать, что происходит внутри крупных соцсетей вроде Facebook и Instagram — никто этого не знает и еще долго не узнает. Но попробуйте поговорить с умной колонкой или с помощником на вашем смартфоне. Как вы оцениваете скорость работы? Как быстро устройство «понимает» вас и возвращается с ответом? Пока что эту технологию сложно назвать идеальной. А если одновременно прослушивать миллионы людей, да еще анализировать, что же они сказали, и при этом автоматически производить выводы, полезные для рекламы — технологии распознавания речи просто не достигли еще таких высот. Есть еще вариант, что крупные корпорации нам пока не рассказывают о своих прорывных разработках. Но скорее всего, мы пока еще не на той ступени развития.
Насколько опасно ходить с включенным gps?
Метка геолокации хороша как минимум для показа рекламы. Если мы каждый день ездим от работы до дома и обратно, например, на автомобиле, и используем для этого навигатор, то нам можно предложить рекламу, завязанную на геопозиции. Например, новый ресторан рядом с работой или студию йоги рядом с домом. Поэтому, если кого-то напрягает, что за его перемещениями следят, геолокацию рекомендуется отключать.
А что насчет общественных сетей? Стоит ли к ним подключаться?
Общественных сетей тоже лучше избегать всегда, когда это возможно. Потому что в половине случаев почти наверняка это как-то и кем-то используется, но узнать мы это сможем только в том случае, когда это станет наносить вред. Например, никто не знает, кому сливают ли наши номера телефонов, которые часто требуют при регистрации в бесплатной сети. А потом мы удивляемся, когда нам начинают звонить с неизвестных номеров и предлагать какие-то услуги.
Какие еще есть примеры вредного для людей использования их данных?
В социальных сетях часто можно видеть рекламу с фразой «Живете у такого-то метро? Тогда эта реклама для вас». Такие вещи сразу ставят пользователя в уязвимое положение, показывают, что за каждым шагом человека можно проследить. При этом у ИТ-компаний даже не принято спрашивать согласия на обработку такой информации, хочет ли пользователь, чтобы рекламодатель мог достучаться до него таким образом.
А есть ли примеры позитивного использования данных пользователей?
Нельзя не восхититься наличием карт, по которым можно отследить реальное положение вещей в городе: пробки, аварии, перекрытые улицы. Это возможно только благодаря тому, что в наличии есть данные о людях, которые собираются навигатором автоматически в режиме реального времени: с какой скоростью едут автомобилисты, где они застревают, какое количество машин на дороге в данный момент.
Защищают ли сами ИТ-платформы данные своих пользователей?
Добраться до «чистых» пользовательских данных на самом деле очень сложно. Если говорить в масштабах больших компаний, вроде ВКонтакте, Яндекса и так далее, то у них данные пользователей не лежат просто где-то на сервере. Для доступа к ним сотрудник должен обладать определенными компетенциями, иметь множество уровней доступов, которые контролируются другими людьми, подписать ряд документов о неразглашении. Поэтому не стоит думать, будто бы у каждого может появиться возможность что-то узнать о другом. Это многоуровневая железная дверь. Например, информацию о том, какие доступы и в каком количестве предоставляет площадка ВКонтакте для публичных страниц, можно посмотреть через специальный сервис. А например, Google вообще позволяет отключить персонализированную рекламу или настроить ее под себя.
Можно ли вообще не оставлять цифровых следов?
Нужно понимать, что невозможно оставаться полностью в тени на той или иной платформе. Даже если нигде не оставлять информацию о своем реальном имени, месте жительства, годе рождения и так далее, в поисковике все равно будет жить история запросов, а в социальных сетях будут храниться используемые IP-адреса, прочитанные новости, паблики и группы. Конечно, сейчас появилось множество решений для анонимности в интернете, например, браузер Brave, поисковик DuckDuckGo — но пользоваться ими далеко не так просто, как мы привыкли. Поэтому каждый раз думая о защите своих данных, нужно понимать, каким комфортом вы готовы поступиться.
Адрес учредителя и редакции: 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49
Сетевое издание ITMO.NEWS зарегистрировано в Роскомнадзор 30.08.2017
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70637
Возрастное ограничение: 16+