Вы пришли учиться в институт дизайна и урбанистики ИТМО, уже несколько лет проработав в этой сфере. Почему?
Я поступил в ИТМО в 2017 году. Это произошло не случайно, к тому моменту я уже несколько лет был знаком с этим вузом по работе в Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре. Впервые мы обратились сюда в 2014 году, когда разрабатывали портал «Наш Санкт-Петербург» и попросили Андрея Владимировича Чугунова и его коллег выступить в роли экспертов.
Потом мы активно включились в работу со студентами программы «Управление государственными информационными системами», в частности, организовывали у нас в Информационно-аналитическом центре различные практики, проводили совместные занятия. Тогда я понял, что неплохо было бы дополнить свое базовое образование. Первое я получал уже давно, в 2005 году в «Корабелке». Да и вообще, решил взглянуть на мир информационных технологий и электронного участия не только со стороны практики, но и со стороны науки. Когда время стало позволять, я подал документы в магистратуру.
Сдать вступительные экзамены было тяжело?
Хотелось бы соврать, но не получится (смеется). Нет, конечно. Вступительные я сдал практически без подготовки, только за счет опыта, который у меня уже имелся.
Каково было оказаться снова в вузе, учитывая, что все на курсе, вероятно, были младше вас?
Снова приходить на учебу было абсолютно комфортно, никаких сложностей не было. Хотя, действительно, однокурсники были минимум на пять лет моложе меня. Тем не менее мы очень легко находили общий язык, некоторые теперь работают со мной в информационно-аналитическом центре.
Как совмещали работу с учебой?
Они прекрасно совмещались. Учиться, конечно, не всегда удавалось только на отлично, но проблем не возникло. Тем более, что багаж знаний помог делать некоторые задания даже без рекомендованной литературы, просто благодаря опыту.
Было ли так, что вы приходите на занятие, и разбирается реальный кейс, которым вы занимались в информационно-аналитическом центре?
Практически любое занятие здесь — это кейс из реальной жизни. Поэтому было много примеров и из нашей работы. Это, кстати, дает новый взгляд на обычные рабочие процессы. Благодаря этому понимаешь, как эту рутину можно оптимизировать, какие-то вещи модернизировать в соответствии с научными методами.
А было ли то, что вы привнесли из вуза в свою работу?
Да, разумеется. Уже будучи студентом, я вместе с преподавателями придумал аналитическую подсистему для портала «Наш Санкт-Петербург». Она позволяет не только собирать данные о каких-то негативных событиях, к примеру авариях в сфере ЖКХ, но и анализировать эту информацию. На основе этого делается предсказание о возможности таких аварий в будущем с учетом внутренних и внешних факторов, что позволяет работать на упреждение. То есть мы можем не только устранять аварии, но и предотвращать их.
Все это сделано на основе научных работ Университета ИТМО и вообще нетривиального подхода к решению обычных задач. Ведь большинство разработчиков считают, что все уже придумано для них и их задача — просто использовать привычные схемы и поработать с интерфейсом. Но возможностей намного больше, что мне и показали во время учебы.
Что-то еще?
Да, к примеру, из обучения я вынес принцип пяти «почему». То есть перед тем, как взяться решать какую-то проблему, надо задать вопрос: «почему она возникла». Когда найдешь ответ, что причиной стала вот такая ситуация, надо вновь задать вопрос «почему возникла эта ситуация?». И так пять раз, пока мы не дойдем до первопричины нашей проблемы.
Обучение в Институте дизайна и урбанистики ИТМО подразумевает не только знакомство со статистикой, big data, но и с социологией, анализом общественного мнения. Насколько это вам помогло в работе?
Да, такой опыт во время учебы у меня был. Из курса мне запомнился кейс: мы обсуждали с урбанистами аудиторию людей, которые вовлечены в электронное участие, то есть оставляют заявки на решение каких-то проблем через портал «Наш Санкт-Петербург», участвуют в опросах на подобных ресурсах. Социологи открыли мне новый взгляд на этот вопрос. Они составили коллективный портрет пользователя наших сервисов, классифицировали его.
В частности, они указали, что есть суперпользователи, которые сообщают о десятках проблем, есть те, кто просто пишет о том, что замечает по пути своего следования, от дома до работы. Есть совсем малоактивные пользователи, которые оставили за свою жизнь одну-две заявки. И чтобы понять запрос большинства горожан, нам недостаточно просто взять какую-то среднюю величину. При анализе запросов и обращений нам необходимо делать поправку и исключать из выборки самых активных и самых неактивных пользователей. Хотя, при этом надо учитывать, что некоторые суперпользователи не просто гиперактивны сами по себе, просто они собирают письма и обращения от соседей, или от членов своей общественной организации. Поэтому они как бы выражают отношение к городским проблемам сразу какой-то группы людей.
Не могли бы вы рассказать чуть подробнее о самом Информационно-аналитическом центре, в котором вы работаете, и, возможно, предстоит работать будущим выпускникам ИТМО?
Наш центр занимается разработкой, внедрением и поддержкой методов электронного правительства. Теми самыми порталами и информационными системами, которые позволяют жителям общаться с государственными органами не через письма, звонки и личные приемы, а с помощью современных технологий и возможностей.
Кстати, вдохновившись вашим примером, никто из ваших коллег не захотел также пойти в магистратуру ИТМО?
На самом деле, многие проходят обучение и дополнительную подготовку в ИТМО. Это уже, можно сказать, отлаженный процесс. Все, кто хотят, идут в магистратуру, тем более, поступить им легче просто в силу того опыта и практических знаний, которые они получают каждый день на работе.
Вы сказали, что несколько ваших однокурсников пришли впоследствии к вам на работу в центр. Насколько сейчас вам нужны кадры?
Безусловно нужны, и не только в нашем центре, но и в аналогичных структурах в других регионах. Сейчас в России запущена программа цифровой трансформации. Важной ее частью является подготовка кадров.
В нашей работе востребована любая новая идея, которая поможет еще лучше отладить механизмы электронного управления, делать комфортнее взаимодействия горожан и госорганов. Поэтому мы с радостью привлекаем новых специалистов со свежим взглядом. И тут Институт дизайна и урбанистики является кузницей кадров.