Все это для того, чтобы у целеустремленных и талантливых ребят появилась возможность прокачать себя, получить новые знания и навыки и подготовиться к возможному будущему поступлению в ИТМО или другие сильнейшие вузы страны.
Десятки летних школ охватывают основные направления, развивающиеся в ИТМО. Здесь и курсы по лазерной фотонике, и по программированию, и по Soft Skills, и по лидерским качествам — и многое-многое другое. А еще целый ряд школ заточены конкретно под олимпиады: на них участники могут проверить свои силы и потренироваться в решении олимпиадных задач.
Чтобы разобраться во всем многообразии возможностей, школьники могут пройти бесплатное профтестирование: узнать, кем они могут стать в будущем — и выбрать те направления, которые им в этом помогут.
Отбор на курсы осуществляется на основе тестирования и мотивационных писем. За выполнение активностей участники получают специальные ИТМО.КОДЫ — их можно обменять на приятные сюрпризы и сувениры от Университета ИТМО.
О том, как проходят занятия на курсах, чем именно занимаются школьники и зачем все это нужно, рассказывают руководители летних школ ITMO.START.
Летняя школа Музея оптики
Елена Бобрицкая, специалист по учебно-методической работе в Музее оптики, заместитель директора Детского Технопарка на Биржевой
— Мастер-классы, фестивали, зоны handmade в Музее оптики — уже регулярная практика для нас, а вот целую Летнюю школу мы проводили впервые. Мы собрали наши самые интересные занятия и объединили их в трехдневное мероприятие, посвященное науке и искусству. Каждый день — новое направление, чтобы заскучать детям было некогда.
Мы поговорили о перспективе: когда она зародилась, какие существуют основные законы и правила ее построения, чем прямая перспектива отличается от обратной, научились различать эти виды в живописи. На практической части занятия учились строить перспективные изображения и создали собственную реверспективную картину.
На второй день затронули тему кинематографа и истории его возникновения, посвятили несколько часов изучению начал анимации и освоили три анимационные техники. У нас разработан и проводится отдельный курс по анимации, где мы с ребятами изучаем историю анимации, рассматриваем разные этапы становления кинематографа, пробуем создавать мини-проекты по разным техникам. По итогу у ребят есть не только знания истории и техники, но и обширный набор практик для дальнейшего развития.
Завершающим этапом школы стало изучение света и цвета. Дети изучали свойства света, создали свой первый спектроскоп, научились отличать спектры разных источников света. Важным было показать различие света и цвета для детей, еще не изучавших физику в школе. Также мы разобрали механику смешения цветов и получили круг Иттена.
Главная цель летней школы и музея в целом — подстегнуть интерес к науке, показать красоту знаний и этого мира. На упаковках соков сейчас пишут: «Мама, я хочу быть блогером». А мы радуемся, когда дети уходят от нас со словами: «Я хочу быть ученым и поступать в ИТМО».
Конечно же, наша цель — привлечь потенциального абитуриента в университет. И важно дать не просто информацию, а ощущение причастности ко взрослому миру университета.
Летняя школа олимпиадного программирования
Николай Будин, магистр второго курса факультета информационных технологий и программирования, образовательная программа «Программирование и искусственный интеллект»
— Наш факультет проводит такую школу каждый год. Преподавателями школы в основном являются студенты нашей кафедры компьютерных технологий. Они же в течение учебного года ведут кружки по олимпиадному программированию для школьников 7-10 классов.
Школа длилась две недели: каждый день начинался с утренней лекции, а затем ребята решали задачки на рассмотренную тему. То есть мы, с одной стороны, разбирали разные темы, такие как динамическое программирование, структуры данных, вычислительная геометрия, теория игр, различные алгоритмы и так далее. С другой стороны, ребята могли на практике порешать задачи — в том же формате, что и на олимпиадах.
Мы специально выбрали такие темы, которые были бы понятны для начинающих и при этом покрывали бы большое число разных разделов и направлений.
Школа лазерных технологий
Павел Варламов, сотрудник Международной научной лаборатории лазерных микро- и нанотехнологий и систем, аспирант факультета наноэлектроники
— Школа проводится каждый год. Программа меняется в зависимости от наших идей: мы можем придумать новое занятие, а можем провести те же. Но в этом году главным событием стал запуск онлайн-формата — таким образом смогли принять участие и ребята из других регионов России.
Цель школы в том, чтоб познакомить школьников с лазерными технологиями и помочь им определиться, интересно ли им это — по сути это такая профориентация через занятия.
Упор при составлении занятий мы делаем как на развлекательность и доступность, так и на углубление знаний. Мы рассказываем какие-то основные вещи про лазерные технологии и про наши исследования в доступном для ребят формате. Лекции ведут студенты старших курсов бакалавриата, магистранты и аспиранты — то есть те люди, которые сами не так давно погружены в область. Таким образом, они еще интенсивнее укрепляют свои знания и делятся ими с другими. При этом они увидели какие-то ошибки у преподавателей или придумали что-то свое и непосредственно реализовали это в плане преподавания.
Помимо лекций для школьников мы проводим мастер-классы, в которых они работают за реальным лазерным оборудованием. Например, лазерная чистка и лазерная маркировка. Также мы организовывали экскурсии для них в Музей оптики, ФабЛаб и лабораторию голографии. Еще одна наша студентка проявила инициативу и провела для всех детей мастер-класс по изготовлению спектроскопа.
Наша школа идет четыре дня. Первые три дня участники слушают лекции, посещают экскурсии и мастер-классы. На четвертый день они участвуют в конкурсе докладов. И, говоря о бонусах, раньше ребята могли получить +4 балла к ЕГЭ по итогам этого конкурса. Но сейчас постановлением правительства такое запрещено и в этом году мы подарили памятные призы победителям конкурса. В любом случае участники школы приобретают понимание того, нравится ли им эта область знаний, и захотят ли они связать свою дальнейшую жизнь с лазерными технологиями.
Школа «Занимательная химия»
Татьяна Рябова, доцент, руководитель образовательной программы «Инжиниринг энергетических систем» факультета энергетики и экотехнологий, координатор LifeScience School
— Такие летние школы — наша традиционная практика, мы проводим их ежегодно в рамках Центра дополнительного образования для школьников «Life Science School» на базе мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО.
Курс дает возможность детям подойти к школьной химии заранее и увидеть ее разные сферы. Мы знакомим детей 1-5 классов с различными веществами и химическими явлениями, учим обращаться с лабораторным оборудованием и химическими приборами. Основной уклон у нас идет на неорганическую химию, причем из разных сфер: пищевой, фармацевтической и так далее. Наша задача — дать основы и подготовить участников к школьной программе по химии.
Мы придумываем увлекательные форматы занятий: лекции-дискуссии, мастер-классы, квесты, викторины и так далее. Также даем ребятам делать собственные проекты. Преподавателем в школе является магистрантка факультета биотехнологий Вероника Варик — она же ведет кружок «Занимательная химия» в «Life Science School».
Помимо этого наш Центр ведет Школу юного биотехнолога, Школу юного эколога, Школу юного инженера и кружок «Занимательная физика».