Международное сотрудничество
С 2014 года школа помогает российским студентам получить профессию технологического брокера — специалиста, который может проводить комплексную оценку технологий, упаковывать их, а также формировать или находить спрос на них в индустрии. Другими словами, он служит связующим звеном между научным сообществом и рынком и помогает решать задачи в сфере технологического брокерства.
Концепция школы технологических брокеров родилась в результате совместной работы Университета ИТМО, Европейского университета в Санкт-Петербурге и Российской венчурной компании (РВК). Ежегодно ИТМО активно привлекает новых партнеров для реализации школы, что позволяет пробовать разные форматы и расширять горизонты. Поэтому в 2021 году школу организовали совместно с университетом Прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (ХАМК). Теперь не только российские, но и финские студенты смогли узнать о продвижении технологий на рынок и дальнейшей работе с ними.
«Основная идея проекта Twin Campus, который реализуется в рамках программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия” 2014–2020, — содействовать коммерциализации технологий и научных разработок, создающихся в стенах университета. Поэтому проведение школы технологических брокеров стало закономерным, поскольку слушатели получают знания и навыки ключевых аспектов технологического трансфера, так как технологический брокер занимается именно выведением технологий на рынок. Совместная школа с проектным партнером Университетом XAMK позволила привлечь экспертов из Финляндии. Студенты ИТМО узнали об особенностях выведения технологий на финский рынок, а студенты XAMK в свою очередь ознакомились с российскими практиками технологического трансфера. Мы уверены, что полученные знания помогут им развивать технологические проекты и коммерциализировать их», — отметила начальник отдела международных программ и проектов Светлана Базуева.
В результате организаторам удалось привлечь лучших экспертов в сфере технологического брокерства и протестировать новый вид сотрудничества, который в дальнейшем можно использовать при организации других тренингов и школ.
«Мне кажется, школа была одним из лучших проектов в рамках TWIN CAMPUS, потому что его было легко воплотить в жизнь, а студентам — просто в нем поучаствовать, так как из-за коронавируса мы все перешли в онлайн. Такая концепция может помочь нам в будущем наладить сотрудничество с ИТМО и другими университетами», — подчеркнула представитель проектной команды XAMK Twin Campus Минна Ниэминен.
Как продвигать технологии в России и Финляндии
Каждый раз организаторы стараются сделать программу разнообразной, но основные блоки остаются неизменными: участники изучают ключевые принципы защиты технологий и интеллектуальной собственности, проектное управление, методологии форсайта и технологических карт. В этот раз в течение полутора месяцев дважды в неделю студенты слушали на английском языке семь онлайн-модулей по разным направлениям под руководством преподавателей ИТМО и ХАМК. Одними из самых интересных были лекции об особенностях трансфера технологий в разных странах. Со стороны ИТМО принципы этого процесса в России осветил руководитель проектов центра трансфера технологий Сергей Хмелевский.
«Опыт зарубежных стран в этом вопросе принципиально отличается от российского. В нашей стране основная модель передачи технологий индустриальному сектору состоит в заказе “от рынка” — это заказной НИОКР, чем успешно и занимается ИТМО. Крупная компания заказывает группе разработчиков, состоящей из преподавателей и научных сотрудников университета, исполнение какого-либо НИОКР проекта, выделяет финансирование на расходные материалы и зарплаты, и в итоге все результаты и права на разработку передаются заказчику. Но также существует возможность создать “спин-офф” — малое инновационное предприятие при университете или получить финансирование для “стартапа” от инвестиционных фондов, когда разработчики становятся соучредителями бизнеса и трансфер технологий осуществляется инициативно “от технологии”», — объяснил Сергей Хмелевский.
Если у студента ИТМО есть своя идея для разработки, он может предложить ее Акселератору или принять участие в программе «ВКР как бизнес-проект». Так он сможет превратить идею в бизнес-модель, изучить рынок, найти клиентов и попробовать продать им разработку.
Преподаватель ХАМК и специалист в области контрактов и интеллектуальной собственности Минна Пасила рассказала студентам не только о том, как защитить технологии с помощью оформления прав на интеллектуальную собственность, но и о том, как происходит трансфер технологий в Финляндии.
«Если вы изобрели что-либо и хотите предложить это финскому рынку, но стартап не подходит вам по какой-либо причине, у вас есть еще два варианта, как это сделать, — лицензирование или продажа разработки. Но второй способ сложнее, потому что иногда непросто понять истинную ценность продукта и объем средств, который можно будет выручить с изобретения в будущем», — комментирует Минна Пасила.
Также в Финляндии существует своя экосистема фондов, которые поддерживают в том числе и трансфер технологий из России — создание юридических лиц в другой стране с выгодными условиями на стартовых позициях, начиная с размещения в бизнес-инкубаторах или коворкингах практически без арендной платы в первые годы развития и заканчивая системой финансовой поддержки и фондирования для стартапов и помощью с выходом на европейский рынок.
Трансфер технологий на практике
Всего в школе приняли участие 35 человек: 11 студентов из ХАМК и 24 — из ИТМО. В отличие от прошлых школ в этот раз организаторы отказались от групповых заданий и защит проектов. Но чтобы проверить, насколько участники внимательно слушали лекции, в конце каждого занятия им предлагалось пройти тест. Тем, кто пропускал школу не более двух раз и прошел все проверки, вручили сертификат о прохождении обучения. В результате их получили 21 российских и 6 финских студентов.
В их числе оказалась директор Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Климшина. С вопросами технопредпринимательства она часто сталкивается в работе, и, по ее мнению, к опыту университетов ИТМО и ХАМК стоит прислушиваться.
«Мне было очень интересно познакомиться поближе с опытом и практиками трансфера технологий, существующих в Университете ИТМО и XAMK. Это та информация, которую обычно не публикуют в открытых источниках. В общем и целом, я хочу поблагодарить коллег за прекрасно организованную школу техноброкеров, в рамках которой мне удалось не только освежить в памяти ряд важных знаний, но и узнать поглубже опыт коллег из ИТМО и ХАМК. Некоторые пункты я определенно возьму на вооружение для использования в своей ежедневной деятельности», — подчеркнула Елена Климшина.
Студент бакалавриата в сфере инжиниринга информационных технологий ХАМК Мухаммед Али также решил принять участие в школе, потому что полученные знания могут пригодиться ему для создания своего проекта во время обучения.
«Я получил отличный опыт благодаря школе техноброкеров, узнал об инновациях, разработке новых идей и о том, как они связаны с индустрией: о защите интеллектуальной собственности, о правилах и положениях об авторском праве, а также о стартапах и процессе их развития. Я попробую применить полученные знания на практике во время работы с инновационной идеей в области информационных технологий», — рассказал он.