«Наноград» — это не просто летняя школа, а целый научный город со своей игровой инфраструктурой и законами. Главная цель проекта — помочь школьникам в возрасте от 7 до 18 лет научиться проводить исследования и создавать высокотехнологичные проекты в сфере физики, химии, биологии и нанотехнологий, а также определиться, кем стать в будущем. В рамках школы ребята из разных регионов России на десять дней объединились в команды и стали жителями научного городка. Они участвовали в культурных мероприятиях, пробовали себя в разных профессиях (от ведущего новостей до ученого) и общались с известными учеными и представителями бизнеса, популяризаторами науки и журналистами.
За десять лет Фонд инфраструктурных и образовательных программ («Роснано») уже успел провести школу в разных российских городах — Пензе, Казани, Москве, Тольятти и других. А в 2022 году юбилейный «Наноград» прошел в Санкт-Петербурге.
В этом году в «Нанограде» впервые участвовал Центр научной коммуникации ИТМО. Как отметила аналитик центра Марина Радченко, «Наноград» — это интересный формат обучения школьников, который сотрудникам Центра научной коммуникации хотелось изучить изнутри. И благодаря рекомендации основателя и главного редактора научно-популярного журнала «Кот Шредингера» Григория Тарасевича это удалось сделать.
Кроме этого, сотрудники разных подразделений Первого неклассического подготовили для участников школы обширную программу. Они провели экскурсию по лабораториям университета, например, показали, как устроена безэховая камера испытаний антенн и для чего она используется. А директор Научно-образовательного центра инфохимии ИТМО Екатерина Скорб рассказала ребятам о том, что такое инфохимия, какими проектами занимаются в центре, как собирать данные для исследований с помощью машинного обучения, а еще вдохновила их на будущую научную работу.
Осмыслить современные научные проблемы ученым ИТМО помогают не только фундаментальные и прикладные исследования, но и арт-проекты. На выставке Stage выпускники магистратуры Art&Science показали, как изменилась жизнь людей в эпоху постковида. Ее участники «Нанограда» тоже смогли посетить.
После экскурсии по университету начальник отдела скаутинга и профориентации ИТМО Николай Пшеничный рассказал школьникам о тонкостях поступления в вуз. Например, если старшеклассникам не хватает баллов ЕГЭ, но у них есть выдающиеся проекты (научные исследования, разработки, стартапы или победы в олимпиадах), они могут подать заявку на самую неклассическую программу поступления — ITMO.Stars. После чего своими впечатлениями о том, как круто учиться в петербургском университете, с ними поделились студенты и первые выпускники.
Также все жители «Нанограда» могли записаться в одну из 14 мастерских и узнать интересные факты о городском фермерстве, нутрициологии, 3D-моделировании и прототипировании, графическом дизайне, публичных выступлениях и многом другом. Сотрудники Центра научной коммуникации ИТМО организовали мастерскую по научной коммуникации. В рамках серии полуторачасовых очных занятий спикеры затронули разные аспекты научной коммуникации и Art&Science, которые могут понадобится ученым и научным организациям для рассказа о своих достижениях широкой аудитории.
Например, часто ученым сложно продвинуть свои исследования и распространить их на более широкую аудиторию. Одно из решений этой проблемы — научить исследователей самостоятельно менять формат текстов — превращать сложные и длинные научные статьи в понятные посты в социальных сетях или интересные тексты для публичных выступлений. Этой теме было посвящено несколько занятий в мастерской. Также ребята узнали, как находить тему, героев и придумывать историю, чтобы написать захватывающий текст. Но особенно будущим ученым и коммуникаторам было полезно узнать, как нестандартно решать кейсы и продумывать новые форматы коммуникации, используя теорию решения изобретательских задач.
Полученные в мастерских знания пригодились старшеклассникам при решении кейсов, которые они, как настоящие взрослые, получили на «работе» в компаниях. В этом году семь организаций («Газпром трансгаз Югорск», «СберОбразование», «Оптиковолоконные Системы», «НаноАналитика», «КРИСТ», «Энергия» и Datana) предложили школьникам на выбор один из кейсов. Ребятам надо было решить его в команде и в финале защитить перед жюри.
«Нам очень важно, чтобы научная коммуникация в целом не воспринималась как что-то сложное и оторванное от реальных задач исследователя. Мы хотим, чтобы о разных проектах и форматах научной коммуникации узнавали разные аудитории, особенно школьники. Ведь в будущем они станут учеными, а научная коммуникация — важный инструмент для их личного и профессионального развития. Еще нам было интересно посмотреть, как ребята воспринимают ученых. На одном из занятий мы предложили им поучаствовать в исследовании, которое проводится уже более 25 лет. Им нужно было нарисовать ученого, как они его представляют. Если раньше дети разных возрастов изображали пожилых мужчин в очках и халате среди колб и пробирок, то сейчас это молодые мужчины и женщины с ноутбуками. Именно поэтому со школьниками очень интересно разговаривать про научную коммуникацию и образ ученых в том числе», — поделилась Марина Радченко.
После «Нанограда» в ИТМО
В этом году в «Нанограде» участвовало 148 школьников. В их число вошла и ученица десятого класса ГБОУ СОШ № 450 Курортного района Санкт-Петербурга Виктория Беннер. Как девушка рассказала корреспонденту ITMO.NEWS, она попала в «Наноград» совершенно случайно. Во время работы над проектом в рамках программы «Сириус.Лето: начни свой проект» ее любопытство, трудолюбие и умение работать как в команде, так и самостоятельно отметила куратор проекта и студентка второго курса магистратуры по научной коммуникации Института международного развития и партнерства Галина Греннинг и предложила поучаствовать в «Нанограде». Тогда Виктория не могла и представить, насколько ценным для нее окажется полученный опыт.
«Я попала на работу на стажерскую площадку группы компаний «КРИСТ» — разработчика добавок для пищевых производств и не секунду об этом не жалела. Все ребята так и горели работой, что заставляло меня трудиться даже дома. Мы занимались разработкой собственного плана-проекта завода по производству альгината натрия в российском городе Руза. В плане мы подробно указали этапы производства, все необходимое оборудование, его стоимость, химические реакции, которые должны протекать, и на каких этапах производства они происходят. Также у нас была и маркетинговая часть, в которой мы оценили российский рынок альгината натрия и рассчитали себестоимость продукта, время, которое мы затратим на производство, и много другое. Я узнала очень много нового в области химии. По направлению мышления я больше "технарь", но это не помешало мне вносить вклад в развитие нашей стажерской площадки. Мне даже посчастливилось отстаивать честь нашего проекта на итоговой защите и отвечать на вопросы экспертов перед всеми участниками и сотрудниками «Нанограда». Наш проект отметили, как один из лучших, и скорее всего наш план, пусть и немного усовершенствованный, может быть реализован», — рассказала Виктория.
Обучение в мастерской по научной коммуникации также оказалось для нее полезным опытом, ведь она хочет стать ученой. Теперь Виктория может заинтересовать наукой с помощью Art&Science и интересных постов в социальных сетях даже тех людей, которые ей совсем не увлекается. А встречи с летчиком-космонавтом Юрием Усачевым, советником генерального директора Фонда содействия инновациям Иваном Бортником и лекции российского кристаллографа-теоретика и профессора РАН Артема Оганова заинтересовали девушку и заставили над многим задуматься.
Как отметила Виктория, участие в «Нанограде» и мастерской по научной коммуникации в очередной раз доказали ей, какие классные студенты в Первом неклассическом и как круто здесь учиться. Девушка твердо решила поступать в ИТМО.
«Опыт, полученный в «Нанограде», однозначно один из самых важных опытов в моей жизни. Я приблизилась к науке, узнала очень многого в различных сферах, начиная с того, как слушать лекции, и заканчивая устройством адронного коллайдера. Это очень воодушевило меня заниматься наукой больше, изучать больше и делать больше! А благодаря работе в мастерской по научной коммуникации теперь я смогу грамотно рассказать о своих достижениях. Спасибо «Нанограду» и студентам ИТМО за такой опыт и за то, что помогли мне понять, кем я хочу быть и как это осуществить!», — поделилась она.