— Расскажите, пожалуйста, для начала о себе: где и на кого вы учились, чем занимались?
— Пять лет я училась в трех институтах: сначала изучала китайский во Владивостоке, потом — PR, но закончила в итоге маркетинг в Институте Экономики Бизнеса (ИНЭКБИ). Параллельно с 18 лет я работала: продавала дубайскую недвижимость и сдавала торговые центры, потом устроилась в одно из крупнейших агентств недвижимости Knight Frank, а затем у меня и вовсе появилось собственное агентство.
— А почему решили создать стартап, причем далекий от недвижимости? Как выбирали нишу?
— Идея возникла в 2019 году из собственных потребностей. Тогда я забеременела, и мне нужна была специальная гимнастика, которой в стандартном фитнес-клубе рядом с домом, разумеется, нет. Необходимые занятия, которые удалось найти, проводились далеко от дома — приходилось ездить туда час после работы, час заниматься и потом час добираться обратно. Я поняла, что три часа для беременной женщины, два из которых она проводит в общественном транспорте, — это довольно много, и стала искать альтернативный вариант в виде каких-то приложений в App Store. На тот момент их практически не было, и я решила создать свое приложение. Посмотрела аналитику и увидела, что объем рынка технологий для женщин растет, при этом конкуренции на мировом рынке тогда не было, поэтому я решила этим заняться.
— С чего вы начинали работу над приложением? Как искали команду?
— Никакого опыта в создании приложений до этого у меня не было. Единственное умение, которое пригодилось, — это управленческие навыки. Тогда я решила собрать команду с нуля: нашла разработчиков; акушера, который составит тренировки; сама получила сертификат тренера, чтобы иметь какое-то минимальное представление о тренировках, и начала работу. Первое время я нанимала сотрудников на аутсорс — для этого у меня был бюджет в один миллион рублей.
Специалистов я искала и в открытых источниках типа HeadHunter, и через знакомых. Выбирать разработчиков было сложно, поэтому я просила их написать техническое задание, и смотрела, как люди относятся к проекту. Всего я провела где-то 30 собеседований, две компании написали мне ТЗ, и из этих двух компаний я выбрала ту, с которой в итоге стала работать.
— Чем ваше приложение отличается от конкурентов?
— MotherFit — это приложение для занятий йогой, фитнесом, гимнастикой и специальными упражнениями для беременных. У нас есть поддержка от Минздрава (мы получили рекомендательное письмо от Минздрава во Владимирской области) и Минспорта: мы выиграли в конкурсе массовых спортивных проектов Минспорта «Ты в игре» в номинации «Трансформация в спорте» (IT), а также в конкурсе стартапов на форуме «Россия — спортивная держава» в номинации «Системы персонализированных рекомендаций в спорте». Если стандартные приложения для беременных позиционируют себя как фитнес-приложения, то мы идем от медицины — наши тренировки утверждены акушером-гинекологом, нас поддерживают женские консультации и областной перинатальный центр Владимирской области. Также мы стали финалистами акселератора МГМУ им. И.М. Сеченова.
— С какими главными трудностями вы сталкивались во время развития продукта и как с ними справлялись?
— Главная проблема — отсутствие бюджета, деньги очень быстро закончились. Разработка очень дорогая, и теперь я понимаю, что лучше найти кофаундера-разработчика в команду сразу, чтобы он мог проинвестировать часть работы разработкой. Также проекту пригодятся компетенции и насмотренность такого специалиста. Команда — это вообще самое важное в любом начинании, особенно в стартапе, где много неизвестности.
Мы справились с этим в конце прошлого года, когда к нам пришел сооснователь IT-компании со штатом в 50 человек, а значит, с разработкой и компетенциями. Сейчас наша команда расширилась до 10 человек. Также мы выиграли грант по программе Фонда содействия инновациям «Старт-1», что тоже помогает нам в разработке.
Потом, конечно, нужно тестировать гипотезы. Это требует времени и денег. Важно понимать, что большинство ваших светлых идей так и останутся идеями, и к этому нужно быть готовым. Это нормально, что все не получается с первого раза — нужно просто тестировать дальше.
— Прошлым летом вы участвовали в Акселераторе ИТМО. Что полезного и ценного вы вынесли оттуда для себя?
— В Акселератор ИТМО я пришла на стадии поиска денег и технических кофаундеров, когда приложение на iOS было уже готово. Инвестиции в прямом смысле я не нашла, но убедилась, что стартап на верном пути. У нас вообще сложно искать инвестиции, и я пошла другим путем — после участия в Акселераторе ИТМО нашла сооснователя, с помощью которого закрыла часть разработки, а также получила грант по программе «Старт-1» в размере 4 млн рублей. 2 млн мы уже получили, а когда сдадим первую часть работ, получим вторую часть суммы. Выиграть этот грант удалось лишь с четвертой попытки, когда я приложила все дипломы о прохождении акселераторов, в том числе из ИТМО.
— Расскажите подробнее об акселераторе VK Start Apps. Какую пользу вы получили от него?
— Я участвую в большом количестве конкурсов, акселераторов и любых других активностей, чтобы заявлять о себе и искать партнеров. В одной из рассылок я встретила анонс акселератора VK Start Apps и решила подать заявку. Конкуренция была суровой: всего было подано 320 заявок, организаторы провели около 50 собеседований. В итоге к участию в акселераторе допустили 20 команд, из которых три команды, в том числе наша, рекомендованы к гранту «Сколково» размером до 7 млн рублей. Я очень благодарна своей команде за то, что мы смогли выиграть этот конкурс. Конечно, этот грант нужно еще получить, пройти проверку. Но мы считаем, что шансы у нас хорошие и уже рассчитываем на эти деньги. Сейчас мы должны пройти фаст-трек — специальную программу, которая по упрощенному варианту позволит получить резидентство в «Сколково».
В течение трех месяцев в акселераторе VK Start Apps мы создавали мини-приложение, обсуждали маркетинг, разработку, MVP и так далее. На выходе мы представили готовое приложение на платформе VK Mini Apps.
Благодаря акселератору VK мы смогли выйти на новую платформу — до начала акселератора никто из нашей команды не знал о том, что существует VK Mini Apps. Сейчас мы понимаем: поскольку доля пользователей из Apple Store снижается (а наша изначальная версия приложения была как раз на iOS), полезно развивать продукт и на других платформах, в том числе VK. Общая аудитория всех мини-приложений VK Mini Apps в 2023 году составила более 45 млн пользователей. Это хорошая аудитория и хороший рынок, который нужно занимать, потому что пока там нет большой конкуренции.
— Каких результатов вы достигли к сегодняшнему дню?
— Мы выпустили приложение на iOS (там у нас где-то 30 тысяч скачиваний) и на платформе VK Mini Apps, где уже около трех тысяч уникальных пользователей с декабря. Сейчас мы дорабатываем монетизацию: у нас уже есть рекламная монетизация, и скоро мы планируем внедрить систему подписок. Пока наша прибыль не покрывает все затраты на зарплату сотрудников и другие расходы — мы сейчас в стадии, когда только привлекли инвестиции.
— Какие планы дальше?
— Дальше мы планируем докрутить VK Mini App: убрать баги, добавить тренировки, расширить функционал. До апреля хотим запустить Android-версию. Также у нас в планах — глобально расширить приложение и добавить новые блоки: по психологии, блоки для отцов, детский блок, подготовку к беременности, восстановление после родов — все, чтобы пользователям было интересно с нами оставаться. По итогу мы должны стать платформой, которая заботится о физическом и ментальном здоровье всей семьи.