Мотивация и «мягкие» навыки — основа успеха

Отличные знания и успеваемость ― высокие баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах ― помогают поступить в ведущие вузы страны. Однако, по словам Александра Маятина, корреляция «отлично учился в школе — также будет в вузе» не всегда верна. Чтобы стать лидером, важно развивать soft skills — мотивацию, умение учиться и доводить работу до конца, организовать свое время и команду, брать на себя ответственность:

«Исходные возможности влияют на успех студента, и мы как преподаватели должны их грамотно использовать — разбить ребят на потоки, поставить подходящих преподавателей, скорректировать содержание и методику обучения, организовать выбор дисциплин, треков и специализаций. Тогда у каждого студента будут равные возможности, чтобы добиться прекрасных результатов и стать лидером. Но важно иметь в виду: чтобы студент окончил вуз, нужны мотивация, работоспособность и готовность добиваться результата», — отметил исполнительный директор факультета информационных технологий и программирования ИТМО Александр Маятин.

Александр Маятин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Александр Маятин. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

На факультете информационных технологий и программирования ИТМО студенты постоянно учатся работать в команде и помогать друг другу ― ведь не только в учебных проектах, но и в промышленной ИТ-разработке некоторые задачи просто невозможно выполнить в одиночку. Также на нескольких дисциплинах студенты участвуют в полноценной командной разработке продуктов. При этом рабочие процессы максимально приближены к реальности. Такой формат дает каждому студенту возможность примерить на себя несколько ролей по очереди, в том числе побыть лидером небольшой группы и понять, насколько ему это подходит.

Образовательная среда для роста

Чтобы стать лидером, недостаточно воспитания и личностных качеств. Важно поместить человека в среду, где он сможет себя проявить вне зависимости от входных условий. И университет может стать таким местом.

Обучаться ролям по новой модели

Тренды в области ИИ и ИТ постоянно меняются, а профессиональные стандарты, в которых зафиксированы устоявшиеся профессии, не отвечают всем актуальным изменениям. На смену им эксперты ИТМО разработали категорийно-ролевую компетентностную модель образования в области искусственного интеллекта. Она позволит студентам гибко обучаться востребованным на рынке ролям, компетенциям и технологиям и расти на стыке нескольких ролей, а не в рамках одной профессии.
 

Например, в бакалавриате «Нейротехнологии и программирование» обучают трем ролям (Data-, ML- и MLOps-инженер), а в магистратуре «Проектирование и разработка систем искусственного интеллекта» — двум ролям (ML-инженер и архитектор систем ИИ).

На этих программах студенты изучают базовые одинаковые дисциплины, а дополнительные компетенции для своей роли получают на элективных курсах.

В целом для ИТ-области эксперты ИТМО подготовили доменно-ролевую категорийную модель. Она объединила в себе четыре домена — разработку ПО, управление инфраструктурой, данные и сквозные процессы. Каждый домен делится на поддомены и роли. Например, поддомен разработки клиентских приложений включает в себя роль Frontend-разработчика, мобильного разработчика и UI/UX-дизайнера. В свою очередь, под каждую роль определяются универсальные и инструментальные компетенции, которыми должен владеть специалист. Причем существует несколько уровней владения: прикладной (специалист может использовать инструмент или применять отдельную технологию), системный (может создать продукт, используя множество инструментов и технологий) и фундаментальный (понимает, как устроена технология, продукт или инструмент и может создать новые).

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Учиться, не забывая о фундаментальности

Технологии в ИТ- и ИИ-области меняются практически каждую неделю. Эксперты ИТМО считают: вместо того, чтобы учить работе с конкретной программой, важно научить мышлению, которое позволяет понять, как и почему эта программа была создана. Если студент понимает, как возникла определенная проблема и почему ее важно решить, какие уже предпринимались попытки, где они были успешны, а где провалились, он сможет самостоятельно разобраться с любой проблемой и разработать подходящее для нее решение.

«Студенты ИИ- и ИТ-направлений обучаются в бакалавриате четыре года, но узнать, какие именно технологии и инструменты будут актуальны за это время, просто невозможно — они меняются буквально каждую неделю. Поэтому в наших программах есть технологическая база, которой мы обучаем студентов, но при этом мы должны научить их гибко перестраиваться прямо во время учебы на новые, только вышедшие технологии, самостоятельно читать профессиональные источники и базы данных. Это станет дополнительным фактором, который обеспечит топ-подготовку», — рассказал доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники ИТМО Александр Кугаевских.

Александр Кугаевских. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Александр Кугаевских. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Также преподаватели ИТМО уделяют много времени математической подготовке студентов. По словам Александра Кугаевских, студенты первых двух курсов плотно занимаются математикой, и параллельно преподаватели рассказывают им о существующих ИИ-технологиях. На третьем курсе знание формул помогает студентам разобраться в работе нейросетей и других инструментов «под капотом», а на четвертом — освоить сложные фронтирные дисциплины и понять устройство ИИ-системы в целом.

Поддерживать внеучебную активность

Помимо практических занятий, студенты могут участвовать в хакатонах, чтобы получить профессиональный опыт и примерить роль лидера команды. Еще можно присоединиться к университетским студклубам, которые также прокачивают hard skills, например, в области информационной безопасности, геймдева, разработки открытого программного обеспечения и веб-приложений. Посмотреть список студклубов ИТМО можно по ссылке.

Источник: Медиапортал ИТМО

Источник: Медиапортал ИТМО

Преподаватели — ключевое звено

Создать топовую образовательную программу и среду для проявления лидеров невозможно без поддержки преподавательской команды. Но ее важно растить также тщательно, как и лидеров среди студентов. В ИТМО эту задачу решает проект ITMO.Mentors. Например, студенты четвертого курса факультета информационных технологий и программирования ИТМО изучают основы педагогики и помогают преподавателям проводить занятия и проверять работы, при этом одновременно получают практический опыт на стажировке или работе в IT-компании. Таким образом молодые менторы одновременно растут как преподаватели и поднимают грейд как профессионалы в индустрии.

Под каждую дисциплину подбирается команда из 10–20 преподавателей, которой управляет руководитель-лид ― менеджмент организован по аналогии с IT-компаниями. У лида есть опыт преподавания в ИТМО и работы в индустрии, он знает тренды и актуальные требования к молодым специалистам. Лид развивает дисциплину как образовательный продукт: определяет концепцию развития, подбирает экспертов из разных индустриальных компаний и менторов из студентов для преподавания, собирает обратную связь от студентов и синхронизирует свою дисциплину с другими. В итоге студенты ИТМО учатся востребованным на рынке навыкам и решают реальные кейсы.

В дискуссии «Как готовить топ-специалистов для технологического лидерства» приняли участие исполнительный директор факультета информационных технологий и программирования ИТМО Александр Маятин и доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники ИТМО Александр Кугаевских. Модерировала встречу заместитель начальника департамента образовательной деятельности ИТМО, руководитель стратегической цели «Выпускники ИТМО для технологического лидерства» программы «Приоритет 2030» Ольга Елисеева. Запись дискуссии можно посмотреть по этой ссылке. Ежегодный образовательный интенсив проводит Департамент образовательной деятельности ИТМО. В дискуссиях приняли участие 47 спикеров, в том числе эксперты из ИТМО, Сбера, фонда «Московский инновационный кластер», НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Московского политехнического университета, УрФУ, ТюмГУ и ДГТУ.