В этом году в финале конкурса свои проекты представили 335 человек из 47 регионов России, а также из Белоруссии, Украины и Казахстана. Кроме главной награды, целый ряд премий подготовили для школьников международные компании-партнеры Балтийского конкурса: Йельская научно-инженерная Ассоциация, Общество биологии Ин Витро, корпорация Ricoh, Американская психологическая ассоциация и другие. Награды от имени организаций присуждал коллектив молодежного жюри БК.
Представители бизнес-жюри наградили выбранных школьников призами от компаний Digital Design, «Фабрика лояльности», СКБ Контур и других.
«Мне посчастливилось войти в состав бизнес-жюри. Теперь могу сказать, что я спокоен за будущее: я увидел на Балтийском конкурсе много детей с горящими глазами. Возможно, следующее десятилетие достаточно туманно, но его контуры можно увидеть через проекты, представленные на конкурсе, и люди, которые будут их воплощать, находятся в этом зале», — прокомментировал гендиректор компании «Кибернетические технологии» Роман Лучин.
Отдельными дипломами наградили школьников, отмеченных учительским жюри. В этой номинации выделили проекты, в реализации которых потребовались большие творческие усилия за неимением достаточного научного оборудования. В каждой секции конкурса, в числе которых математика, физика, программирование, техника, биология, химия, экология, учительское жюри определило победителей.
«Здесь мы видим только победителей, побежденных в этом конкурсе нет. Работы, которые показали нам дети — это их дорога в будущее, в любимую специальность или хотя бы в хобби», — сказала председатель учительского жюри, директор школы № 564 Санкт-Петербурга Нина Корсакова.
Традиционно самыми престижными премиями Балтийского конкурса считаются те, что присуждаются научным жюри. В этом году на конкурсе работали 24 доктора и 54 кандидата наук. Премии этого жюри школьники также получили по всем семи секциям БК.
«Уровень проектов за 12 лет работы Балтийского конкурса существенно повысился. Ранее участники зачастую не могли объяснить, что сделали. Сегодня мы увидели работы научные, где ребята открыли что-то совершенно новое, и исследовательские, в которых школьники изучали материал, не входящий в рамки учебной программы», — прокомментировал доктор физико-математических наук Владимир Нежинский.
Но, конечно, самая желанная награда для любого участника конкурса — поездка на Intel ISEF и IFSES.
«В отборе проектов, которые мы будем рекомендовать для участия в IFSES, мы не останавливались только на участниках из России. Мы также выбрали проекты из Белоруссии, Украины и Казахстана», — отметил координатор IFSES Вадим Коваленко.
Для участия в конкурсе в Мексике были выбраны 10 претендентов.
«На самом деле, я впервые провела исследование для конкурса, это мое первое участие в мероприятии такого масштаба. Для меня неожиданность, что жюри решило рекомендовать меня на IFSES, но, безусловно, я очень рада и собираюсь работать дальше в этой области», — поделилась эмоциями школьница из Санкт-Петербурга Виктория Васькова.
Для Балтийского научно-инженерного конкурса Виктория исследовала новое химическое вещество, которое петербургские ученые открыли во время исследований иммунных ответов насекомых на внешние раздражители. Это вещество в будущем может применяться в химиотерапии и в качестве антивирусного средства, пояснила
победительница БК.
Главную награду Балтийского конкурса — возможность представлять Россию на ежегодном международном смотре-конкурсе научных проектов школьников Intel ISEF в США получили пять команд из Санкт-Петербурга, Москвы и Челябинской области. По словам победителей, математиков из петербургской школы Павла Соликова и Максима Вагнера, у них были сомнения в победе, так как их соперники также представили очень сильные проекты. Ребята провели исследования по улучшению алгоритмов, связанных с вычислениями коммутаторной длины.
«Для Intel ISEF мы, безусловно, улучшим наш проект, приведем дополнительные примеры. Надеемся, что поддержим традицию побед российских ребят в этом конкурсе», — отметили молодые люди.
Балтийский конкурс — самое крупное мероприятие на Северо-Западе, в ходе которого молодые ученые могут рассказать о своих проектах экспертам, получить новый опыт и знания. Выставка работ участников БК проходила в течение двух дней. В рамках БК-2016 также работала площадка для общения школьников с учеными и финалистами предыдущих конкурсов — «Пространство интеллектуального притяжения». На ней состоялись лекции, мастер-классы, «битвы ученых».