В минувшие выходные в Университете ИТМО состоялся очередной тренинг по проработке бизнес-идей и их продвижению на рынок. В отличие от привычных акселерационных программ и хакатонов, направленных на развитие разных отраслей высокотехнологичного бизнеса (к примеру, «железных» стартапов и VR-проектов) организаторы из Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО решили посвятить этот стартап-уикэнд поддержке женского предпринимательства — без ограничений по темам и направлениям проектов.
Стартап-уикэнд начался с круглого стола, в ходе которого представительницы прекрасной половины петербургского бизнес-сообщества рассказали участницам об особенностях ведения бизнеса по-женски. Как отмечает генеральный директор образовательно-консультационного центра «Успех» Марина Седова-Бахенская, эти особенности в первую очередь обусловлены темами, которые интересуют предпринимательниц.
«Женщины чаще всего начинают бизнес в той области, в которой они разбираются, и по понятным причинам он обычно связан со сферой обслуживания, образованием, социальными услугами, с модой и красотой, — считает Марина Седова-Бахенская. — Из сильных сторон женщин-предпринимателей я бы выделила более гибкое поведение на рынке. Кроме того, мужчины обычно мыслят более широко — это хорошо со стратегической точки зрения, но из-за этого они часто упускают детали. Женщины, наоборот, углубляются в подробности и более тщательно взвешивают каждое решение, внимательнее просчитывают риски, что является своеобразным конкурентным преимуществом».
Однако, делая ставку на знакомые и привычные отрасли предпринимательства, начинающие бизнеследи упускают возможности в других сферах. По словам руководителя проектов Центра трансфера технологий «Формула телеком» Анны Вельчевой, среди промышленных стартапов женщинам принадлежит не более 1% из них. Это также связано с отличиями в подходах к ведению собственного дела: например, предпринимательницам зачастую сложно общаться на языке цифр, к которому привыкли инвесторы. Их бизнес-планы подробно описывают проблемы, которые призван решить стартап, а инвестора интересуют объемы прибыли от капиталовложений, то, как часто будет потребляться продукт, как много денег будет приносить отдельный клиент и так далее.
«Серийный предприниматель», владелица компании по продаже косметики THEFACESHOP, платформы email-маркетинга Mailigen и агентства бизнес-коммуникаций DIRECT Наталья Подгорецкая дает девушкам совет: не выбирать путь бизнесмена только для того, чтобы что-то доказать мужчинам. Рано или поздно появятся другие интересы и цели, которые будет трудно совмещать с организацией мероприятий, ведением переговоров и контролем сотрудников.
«Если у вас есть желание конкурировать с мужчинами, чтобы доказать, что вы лучше с позиций силы, ума или чего-нибудь еще, не делайте это стремление главной причиной для начала бизнеса. Нельзя забывать о том, что вы — женщина. Я веду переговоры чисто по-мужски и твердо отстаиваю свою позицию, но контрагент видит, что перед ним женщина, упорная и готовая защищать свои интересы», — рассказывает Наталья Подгорецкая.
Чтобы помочь девушкам преодолеть сложности, связанные с организацией собственной компании, с участницами стартап-уикэнда два дня работали менторы и бизнес-тренеры. До финальной презентации дошли девять проектов: онлайн-планировщик свадеб, сервис для поиска промоутеров, швейный коворкинг, клуб будущих мам и университет для мам и пап, бренд детской одежды, производство эко-пряжи, кондитерская, а также бижутерия нового поколения, при производстве которой используется технология цветной лазерной маркировки металлов. Дальше участницам предстоит самостоятельно развивать свои стартапы, но без помощи они не останутся: в качестве подарков им предоставили сертификаты на разработку фирменного стиля, проведение маркетинговых консультаций и индивидуальных мастер-классов. Самое главное, что стартап-уикэнд помог создать комфортную атмосферу для того, чтобы девушки смогли сделать первые шаги в мир бизнеса, комментирует начальник отдела маркетинга инновационной деятельности Университета ИТМО Екатерина Егошина.
«Мы решили провести это мероприятие потому, что хотим работать не только с инновационными проектами, но и поддерживать студенческое предпринимательство во всех его формах и проявлениях. Для девушек это особенно актуально — они зачастую сосредотачиваются не просто на производстве софта или „железа“, их бизнес-идеи носят более социально ориентированный характер, нежели у мужчин. Но даже и среди инновационных проектов несправедливо мало девушек, — говорит Екатерина Егошина. — Есть гипотеза, что девушки не готовы рассказывать о своих идеях до тех пор, пока не уверены в них на сто процентов, но ведь именно для этого и нужны акселераторы — проработать бизнес-план, подготовить ко встрече с инвесторами. Мы попытались создать обстановку, комфортную для девушек с психологической точки зрения, и сделать первые шаги к созданию сообщества, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой».
Отметим, что следующий стартап-уикэнд будет посвящен пищевым технологиям. С 15 по 17 апреля приглашенные эксперты будут прорабатывать с участниками бизнес-идеи, связанные со сферами общественного питания, производством оборудования и ресторанным бизнесом. Подробности читайте здесь.