Трехдневное мероприятие было организовано Центром научно-технологического форсайта и международной лабораторией «Интеллектуальные методы обработки информации и семантические технологии» Университета ИТМО в партнерстве с Бизнес-инкубатором «Политехнический» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и компанией IBM.
Участники хакатона должны были придумать и разработать свой проект в области когнитивных вычислений на основе облачных платформ IBM Bluemix, IBM Watson, IBM Watson Developer C, а также с помощью языковых и технических средств анализа и средств визуализации данных в Web. Прототипы приложений оценивали эксперты из компании IBM.
«Благодаря таким мероприятиям больше людей могут оценить возможности облачных платформ IBM. Кроме того, в результате компания получает реальные отзывы и может совершенствовать свой продукт с учетом запросов разработчиков. Также хакатоны позволяют развиваться молодым талантливым программистам-разработчикам, перенимать друг у друга опыт», — прокомментировал менеджер компании IBM Сохил Чугтай, выступивший организатором и лектором на хакатоне.
Когнитивные вычисления применяются в программно-аппаратных сервисах и технологиях, которые действуют так же, как мог бы действовать мозг человека, только во много раз быстрее и эффективнее. Функционирование когнитивных вычислений связано с обработкой больших массивов данных, которые простой человек анализировал и структурировал бы огромное количество времени.
Это могут быть данные из открытых источников, например социальных сетей или Интернета. На основе этой информации команда iGeneration из Политехнического университета разработала приложение для сравнения товаров, гостиниц, мест, — всего, что угодно пользователю всемирной сети. Сервис делает сравнение на основе отзывов людей в twitter и на различных сайтах. Кроме того, он учитывает эмоциональную составляющую в текстах отзывов, пользуясь ресурсами приложения (API) «Анализатор тона», доступного на платформе Watson.
Студенты Университета ИТМО из команды OMTI предложили переложить на «машину» не только трудности выбора и ответственность за него, но и обязанности сотрудников служб техподдержки. Система поддержки общения с пользователем будет отвечать на онлайн-запросы клиентов, у которых, например, не работает wi-fi, точно так же, как это сейчас делает оператор по ту сторону телефонной линии. Услышать человеческий голос пользователю удастся, только если программа не сможет самостоятельно решить его проблему.
Скоро не будет необходимость не только в телефонных операторах, но и сочувствующих друзьях. Команда Four People из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» создала прототип «Эмоционального дневника». С этой программой можно будет поделиться проблемами прошедшего дня, рассказать какую-либо жизненную историю, а она, в свою очередь, проанализирует голос рассказчика и поможет ему понять его эмоциональное состояние: грустно ли ему или весело, испытывает ли он отвращение или радость?
Не придется в будущем человеку и лишний раз запоминать цену на товар или «номер на весах», по которому нужно взвешивать и пробивать штрих-код с ценником на овощи и фрукты в супермаркетах. Команда SigmaAlpha из Политехнического университета Петра Великого предложила оборудовать каждые весы в магазинах самообслуживания веб-камерой. Система будет распознавать изображение товара и автоматически определять его стоимость.
Автоматизировать проверку художественных или публицистических текстов предложили участники команды ITMO Cats из Университета ИТМО. Они разработали приложение для открытой образовательной платформы ЕdX, с помощью которого можно улучшить качество проверки различных художественных текстов, эссе. Выполнить эту задачу в автоматическом режиме не так легко, ведь тесты, подходящие для проверки знаний по техническим дисциплинам, не подходят для оценки текстов. Поэтому в ЕdX используется система кросс-проверки, когда слушатели курса проверяют тексты друг друга по заданным критериям. Но если текст изначально написан в негативном эмоциональном ключе, то это может привести к излишней субъективности проверяющего. С помощью приложения платформы Watson «Анализатор тона» разработчики команды ITMO Cats придумали сервис для эмоциональной проверки текста. Если система находит предложения с негативным эмоциональным тоном, то она попросит автора их исправить. Но перед этим автор должен будет пройти когнитивный тренинг в форме игры, который поможет ему избавиться от негативных эмоций и исправить ошибки. По словам разработчиков, такие когнитивные тренинги изучаются на кафедре компьютерных образовательных технологий.
Также участники хакатона разработали ряд других приложений для повышения безопасности строительных работ, проведения социологических исследований и других задач. Жюри оценивало проекты по трем критериям: уникальность идеи, законченность прототипа, количество использованных сервисов IBM. В итоге победителями стали команды ITMO Cats, Four People и SigmaAlpha.
«Никто не мешает нам и дальше развивать наш проект, учитывая то, что исходный код EdX открыт, — отметил капитан команды ITMO Cats, руководитель лаборатории технологий мультимедиа ЦДО Дмитрий Копылов. — Наш прототип мы сделали за 10 часов работы, идею разработали в первый день хакатона. При этом у нас были сложности с платформой Watson, она работала некорректно, мы даже нашли несколько багов. Но Watson — это новейшая технология, что объясняет некоторые недочеты».
Все участники хакатона получили сертификаты о прохождении курса обучения кодам и сервисам платформы IBM Bluemix, а также бесценный опыт быстрого создания программных продуктов в перспективной области когнитивных вычислений.