В отличие от других школ и курсов, которые университет проводит для продвижения предпринимательской деятельности, на школе FundIt рассматривается наибольшее количество способов привлечь деньги в проект. Специалисты Университета ИТМО объясняют молодым исследователям и сотрудникам вуза особенности работы с российскими и международными фондами, правила подачи заявок на получение различных грантов, делятся секретами победы в конкурсах, а также дают информацию о том, какие возможности предоставляют акселерационные и инкубационные программы Университета ИТМО и его партнеров.
«Наша школа фандрайзинга — это своеобразный „курс молодого бойца“, он показывает, что мир большой и разнообразный. Участники начинают понимать, что путей развития много, и затем осознанно принимают решение о том, по какому из них идти. И если они, к примеру, выбирают коммерциализацию проекта и участие в акселерационной программе, они придут туда с доработанным материалом и достигнут лучших результатов за меньшее время, — отмечает начальник отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО Александр Биккулов. — Опыт прошедшей школы подтвердил тот факт, что молодые ученые в большинстве не умеют оформлять заявки, делать презентации, понятно излагать свои мысли. Даже очень хороший проект обречен на неудачу, если он сырой. Это общая проблема, и я надеюсь, что другие вузы тоже пытаются ее решить».
Организаторы школы фандрайзинга поясняют, что самая частая ошибка «молодых бойцов» — неправильная постановка вопросов: исследователи и стартаперы зачастую не могут посмотреть на свои презентации со стороны и сказать, поймет их неспециалист или нет. Анализ рынка в презентации может сводиться к простому перечислению компаний-конкурентов без разбора их сильных и слабых сторон, а смета — к подсчету стоимости оборудования. Поэтому лекторы школы FundIt помогают студентам осознать спектр деталей, на которые стоит обратить внимание.
«Вне зависимости от того, какое финансирование вы ищете — инвестиции, грант или спонсора, — вам нужно уметь правильно оформить и донести свою идею. Кроме того, не нужно делать упор только на одном источнике. Если вы создаете инновационный продукт, то в вашем проекте есть и исследовательская часть: вам приходится искать новые материалы, методы, технологии, изучать их применение в нестандартных условиях. Значит, можно идти не только по пути чистой коммерциализации, но и получить научный грант, делить свой проект на составляющие и собирать финансирование по кусочкам», — объясняет Александр Биккулов.
Ведущий аналитик отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО Николай Бовтунов комментирует, что FundIt-2016 вызвал интерес у специалистов самого разного уровня — у бакалавров и магистрантов вуза, которые собираются строить инновационный бизнес или проводят дорогостоящие исследования для своих выпускных квалификационных работ, студентов и сотрудников факультета технологического менеджмента и инноваций, сфера интересов которых связана с привлечением финансирования в науку, и даже у опытных исследователей.
«Теоретическая и практическая части курса охватывают все аспекты фандрайзинга, поэтому интерес к тренингу есть не только у новичков, но и у тех, кто уже занимается фандрайзингом на хорошем уровне», — говорит Николай Бовтунов.
Отметим, что работа с авторами и руководителями проектов, представленных на школе FundIt, продолжится до конца мая: им помогут довести презентации до идеала для последующего участия в конкурсах различного уровня. Среди участников FundIt-2016 — проекты по созданию детской доски объявлений, проведению конкурса мобильных приложений для инвалидов, международного форума «Молодежь в мире туризма» и другие.
«Наш отдел все время занимается консультированием студентов и сотрудников Университета ИТМО в области фандрайзинга, однако в условиях школы мы можем обсудить все вопросы максимально полно, — добавляет Александр Биккулов. — Больше всего в этом курсе меня радует то, что не иссякает поток людей с интересными идеями. Возможно, они не всегда могут правильно о них рассказать, но с ними можно работать, развивать их проекты, доводить до получения конкретного продукта — без людей с горящими глазами это было бы невозможно».