Конкурсов инновационных IT-решений в нашей стране немало. Чем отличается от них «ПРОФ-IT»?
На самом деле, аналогов этому конкурсу в России не существует. В 2013 году «ПРОФ-IT» задумывался как конкурс лучших решений в сфере региональной и муниципальной информатизации. Сюда входят проекты, которые помогают органам власти повысить качество оказания услуг гражданам, облегчить и систематизировать свою работу, наладить коммуникацию с людьми. Каждый год мы собираем их со всех регионов России. Также специфика конкурса состоит в том, что качество решений оценивают региональные IT-министры, и именно такой формат — «свои для своих», исключающий участие коммерческого сектора, — уже который раз поддерживается региональными и муниципальными властями.
До этого конкурса не существовало площадки для горизонтальных коммуникаций, где представители разных регионов, от Владивостока до Калининграда, могли поделиться своим опытом, обсудить общие вызовы. Приятно, что из года в год конкурс не теряет своей популярности и держит высокую планку количества и качества проектов, которые органы власти присылают без какого-либо административного ресурса, например, официального письма из правительства. Я понимаю, что для многих победа в конкурсе — это серьезный элемент славы, часто вижу в кабинетах IT-министров, которые победили на «ПРОФ-IT», кубки за первое место, грамоты призеров конкурса. Для них это не только получение информации об интересных решениях в сфере IT, но и свидетельство признания коллег.
Ежегодно мы получаем около 140−150 заявок со всей страны. После строгого отбора в финал выходят 30 проектов — по три решения в каждой из десяти номинаций. Номинации выделены в соответствии с наиболее актуальными сферами нашей жизни, в которых применяются информационные системы. Мы рассматриваем новые IT-решения органов власти в здравоохранении, образовании, транспорте, сельском хозяйстве, в области управления ЖКХ, социального обеспечения граждан и, конечно, при оказании услуг. В оценке работ также участвуют представители федеральных профильных министерств, иногда они просят нас отдельно отметить некоторые проекты, которые не попали в финал. Скажем, в этом году Министерство культуры отметило туристический портал Алтайского края, Минкомсвязи — тюменскую систему по управлению транспортом .
Конкурс проходит уже четвертый год. Какую динамику в области развития IT в госсекторе вы наблюдаете?
Во-первых, чисто количественная динамика. С каждым годом растет количество работ и регионов, которые участвуют в конкурсе. Проведение ежегодного конкурса также позволяет следить за динамикой распространения IT в госсекторе. Сейчас на нее достаточно серьезно влияет экономическая ситуация: в этом году многие мои коллеги отметили, что последние несколько лет большинство сил и ресурсов тратятся на поддержание существующих решений, а не на внедрение чего-то нового, поскольку на последнее в бюджетах просто не хватает средств. Развитие информационных технологий не дает сиюминутных плодов, подчас эффект от новой внедренной системы сможет проявиться лишь через несколько лет, поэтому в современной ситуации в стране, когда государство сокращает свои расходы, финансирование IT, к сожалению, первым идет под нож — как минимум на региональном и муниципальном уровнях. Наш конкурс направлен в том числе на изменение такого положения: он повышает статус информтехнологий в госуправлении, поскольку IT-министры видят в первую очередь результаты внедренного коллегами решения. Судя по отзывам, нам это тоже удается, так как участие региональных органов власти в «ПРОФ-IT» поддерживается на самом высоком уровне.
Изменился ли конкурс в этом году?
В Уфе «ПРОФ-IT» впервые пройдет в расширенном формате двухдневного форума. Помимо конкурса и пленарной части, состоятся круглые столы, открытые дискуссии. Основные темы диспутов, которые мы выбрали вместе с регионами, касаются проблем импортозамещения в информационных системах, IT в образовании, понятия «умный город». Надеюсь, как и всегда, «ПРОФ-IT» пройдет в атмосфере доверительного общения профессионалов.
Также в этом году мы несколько ужесточили правила приема и требования к конкурсным работам. В прошлом году мы получили порядка полутора сотен проектов, тщательная оценка которых заняла очень много времени. Поэтому мы ввели дополнительные критерии к заявке: теперь она должна включать внятное и понятное описание того, чем хорош проект, какова его новизна и, что важно, социальная и экономическая эффективность. К тому же ужесточили временные рамки: проекты, реализованные ранее 2013 года, жюри не рассматривает.
Экономическая эффективность проекта — довольно жесткий критерий. Многих ли испугало такое новшество?
В этом году мы получили немногим меньше проектов — 125 работ со всей России. И я рад, что конкурс пошел по такому пути. В органах власти должны понимать, что внедрение какого-то IT-решения в работу ведомства должно преследовать определенную цель, решать конкретную проблему. Ежегодно встречается два-пять действительно классных проектов, которые становятся востребованными и в других регионах. Например, кто-то из участников представил отличный портал, привлекающий инвестиции в область. Он так удобно сделан, что потенциальный инвестор может найти там всю необходимую информацию и сразу подать заявку на оформление земельного участка. Другие регионы смогут заимствовать эту информационную систему целиком, адаптировав под свои реалии, или же частично скопировать какие-то подходы и идеи.
Права на информационные системы органов власти, как правило, принадлежат госзаказчикам, и они могут передавать их в другие регионы бесплатно. В истории конкурса было несколько примеров, когда проекты, победившие в конкурсе, выходили на федеральный уровень. Еще одна интересная особенность «ПРОФ-IT» состоит в том, что нередко интересные, инновационные решения появляются у тех регионов, которые стеснены в финансовых возможностях для развития IT.
Эксперты отмечают, что какие-то информационные системы «насаждаются» федеральным центром. Насколько я поняла, суть «ПРОФ-IT» — в проявлении некой индивидуальности, творчества региональных и муниципальных органов власти. Как повлияет на конкурс унификация информационных систем?
Действительно, в каких-то областях федеральная власть строит вертикально ориентированные системы. И если они работают эффективно, это, безусловно, оправдано, как по экономическим причинам, так и потому, что электронный обмен информацией между регионами упрощает оказание электронных услуг. Например, сейчас идут разговоры о единой системе ЗАГС, которая то ли объединит, то ли заменит все региональные системы. Если это позволит обеспечить межрегиональный обмен и не потребует «выбрасывать» уже существующие региональные системы, это хорошо. Но если речь будет идти о построении такой единой системы «с нуля», то даже потенциальные выгоды вряд ли превысят потенциальный ущерб от ее разработки и отказа от работающих региональных.
Другая ситуация с ГИС ЖКХ — единой федеральной централизованной системой, которая будет должна аккумулировать всю информацию о ЖКХ России, управляющих компаниях, включая информацию о тарифах, выставлении счетов и так далее. Куратор системы, Минкомсвязи России, утверждает, что регионам предоставляется выбор: либо взять готовое федеральное решение, либо приводить свою уже работающую систему в соответствие федеральным техническим и функциональным требованиям. Но, в любом случае, повальная унификация никогда не будет реализована. Всегда останется ряд задач, которые будут решаться в рамках полномочий регионального и муниципального правительства, и именно здесь будет поле для творчества, новых идей и инноваций.
Что, по вашему мнению, является движущей силой в сфере IT в госсекторе?
Безусловно, люди. Вопреки стереотипам, чиновники очень часто бывают творческими, инновационно мыслящими. В условиях ограниченного бюджета они стараются реализовать проекты при помощи новых технологий, они понимают, что на смену таблицам в Excel пришли гибкие информационные системы, которые позволят повысить эффективность их работы. Эта мысль ими и движет. К тому же это задача любого IT-министра — поддерживать то, что уже сделано, и создавать что-то новое. Этого требуют и изменения в законодательстве. Например, вышел новый закон в сфере социальной защиты, в соответствии с которым нужно вносить коррективы в существующие информационные системы. Свердловская область уже второй год выступает с отличным инновационным продуктом в сфере социальной поддержки, который они развивают, улучшают, в который добавляют модули. Госслужащие следят за тенденциями. Например, последние три года растет число подаваемых на наш конкурс проектов по разработанным государственным мобильным приложения, поскольку органы власти, предоставляющие гражданам услуги или информацию, понимают, что это востребовано людьми.
Можете ли вы оценить роль университетов во внедрении информационных систем в госсекторе?
В самом начале конкурса, когда мы еще принимали не только готовые IT-решения, но и их проекты, в нем участвовали несколько университетов. Сейчас среди конкурсантов вузы не встретишь, поскольку «ПРОФ-IT» теперь нацелен только на органы власти. Однако нередко госсектор делает свои системы совместно с университетами, которые обладают широкими компетенциями в сфере IT.
Действительно уникальный симбиоз получился у конкурса с Университетом ИТМО. Три года назад совместно с заведующим кафедрой управления государственными информационными системами факультета технологического менеджмента и инноваций Андреем Чугуновым мы придумали концепцию сотрудничества. Теперь у победителей конкурса «ПРОФ-IT» есть возможность поступить в магистратуру Университета ИТМО по программе «Управление государственными информационными системами» вне вузовского испытания. Каждая команда может выдвинуть представителя, который хочет пройти особенный «курс повышения квалификации» в одном из ведущих вузов России. В этом году трое «птенцов» конкурса «ПРОФ-IT», которые обучались по индивидуальному плану вне серьезного отрыва от основной работы, оканчивают магистратуру с высокими результатами. Отзывы об учебе у них крайне положительные, что побуждает нас и в этом году повторить успешный эксперимент.