Организаторами конференции выступают Университет ИТМО, НИУ Высшая школа экономики, а также Уральский федеральный университет. Решения, выработанные участниками мероприятия, будут приняты во внимание правительством Санкт-Петербурга, сообщила в ходе открытия заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Ирина Ганус.
«Правительство города придает огромное значение развитию образования в Северной столице. Более 1,5 тысяч студентов получают финансовую поддержку из городского бюджета в виде грантов. Талантливым обучающимся присуждаются специальные стипендии от администрации. Также учрежден ряд стипендий по перспективным направлениям исследований: математика, информационные технологии, химия, русский язык», — привела примеры она.
Представитель администрации подчеркнула, что проведение конференции в городе на Неве закономерно. В Санкт-Петербурге работает более 300 научных организаций, обучается около 400 тысяч студентов, а с 2005 года количество иностранных студентов увеличилось в два раза до 24 тысяч человек.
Все вузы Санкт-Петербурга ставят перед собой неравнозначные задачи, продолжил тему председатель Совета ректоров города, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Миссию и стратегию вуза формируют коллективы: одни нацелены на продвижение университета на мировой арене, другие позиционируют себя как ведущий образовательный и научный институт в регионе, третьи стремятся стать лидерами в какой-либо конкретной отрасли.
«На конференции представители высшей школы смогут выработать траектории реализации своих стратегий, наладить сетевое взаимодействие между вузами, понять, как можно задействовать в этом процессе студентов и аспирантов, которые и будут определять развитие мировых городов в будущем», — добавил ректор Университета ИТМО.
Спикеры конференции не раз высказывали мысль о том, что главное в работе любого вуза — это качество образования. Сегодня этот показатель эффективности зачастую оценивается на основе позиции университета в тех или иных мировых рейтингах. Но логично ли характеризовать образовательный и научный центр цифрой в списке? На что действительно обращают внимание абитуриенты при выборе вуза? На эти вопросы попытались ответить участники пленарного заседания, организованного Университетом ИТМО.
«Мы все знаем, по каким критериям формируются рейтинги, но, когда мы видим результаты оценки вузов, нередко они являются, мягко говоря, неожиданными. Рейтинг — это как прогноз погоды. Мы все его смотрим, но не можем на него повлиять. Есть ли понимание того, кто заказчик мировых рейтингов: работодатель, студент, представители власти? Есть ли альтернатива международным рейтингам?» — обозначила дополнительные проблемы обсуждения модератор секции, проректор по международной деятельности Университета ИТМО Дарья Козлова.
Большинство спикеров отметили, что наличие тех или иных рейтингов — это важный инструмент трансформации университетов. Система оценки позволяет высшей школе выстраивать новые стратегии развития, соответствующие современным запросам общества. Но в этой системе есть множество недостатков. Зачастую стремление оказаться в топе списков приводит к формальной «гонке за цифрами», за которой не оказывается практических результатов, отметила руководитель аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Алла Самолетова. Это приводит к кратковременным мерам повышения эффективности вузов, таким как приглашение иностранных профессоров, стимулирование научных сотрудников увеличивать публикационную активность и подобным действиям. Но в долгосрочной перспективе они могут никак не повлиять на прогрессивное развитие университета. Кроме того, в России достаточно трудно собирать необходимую информацию для составления корректных рейтингов. Вузы не отслеживают трудоустройство выпускников, а заработная плата специалистов не всегда соответствует социальной значимости проводимой ими работы: гениальный профессор может получать маленький оклад.
Однако в самой методологии рейтингов есть немало показателей, которые никак не отражают реальное значение тех или иных вузов. Многие «топы» не могут отразить, как работа университета интегрирована в экономическую среду региона или развитие мировой науки.
«Не стоит забывать о местном контексте и учитывать, как экономические цели региона влияют на работу высшей школы. В таких условиях команда университета должна не только решать стратегические цели своего региона, но и стремиться к глобализации. Как это все увязать между собой?» — задал риторический вопрос профессор стратегии, соруководитель направления «Практика стратегического менеджмента» бизнес-школы EDHEC Джордж Товстига.
Рейтинги не могут заменить обеспечение внутреннего качества обучения в университетах, согласился с коллегами специалист по международным рейтингам Центра развития образования (CHE, Германия) Геро Федеркейл. Их составители могут гарантировать прозрачность тех или иных данных, что очень важно. Но зачастую создатели методологии рейтингов не учитывают, что тысячи вузов мира имеют разные профили научной работы, образования, различные миссии, а также разное количество студентов и профессоров. По мнению Геро Федеркейла, необходимо сравнивать вузы по группам, в которые будут входить похожие университеты. Эксперт предложил такие параметры для сравнения: качество преподавания и исследований, международная деятельность, а также уровень влияния деятельности вуза на развитие региона.
При этом сами студенты и абитуриенты мало обращают внимания на позиции вуза в международных рейтингах. При выборе места обучения школьники интересуются методикой преподавания в университете, спрашивают, будет ли у них возможность заниматься наукой и сможет ли вуз предоставить им общежитие. Такие данные по результатам опроса привела менеджер студенческого проектного офиса 5−100S Университета ИТМО Азалия Саитгаллина.
В 2015 году обучающиеся Университета ИТМО первыми в России создали Студенческий офис 5−100S. Вошедшие туда ребята должны способствовать реализации студенческих научных проектов, повышению числа иностранных студентов, также они могут помогать иностранным гостям вуза с адаптацией, проводить летние обучающие школы и другие мероприятия, направленные на повышение международной конкурентоспособности университета, привела примеры менеджер проекта. В 2016 году свои студенческие «дорожные карты» представили и другие вузы-участники Проекта 5−100. Эффективность учебного заведения зависит и от того, насколько студенты задействованы в процессах трансформации университета, могут ли они влиять на развитие своих альма-матер. В ходе другого круглого стола в рамках конференции «Образование и мировые города», представители студенческого сообщества обсудили, как они могут и должны влиять на развитие высшей школы.
«Общаясь со студентами, можно сделать вывод о том, как они понимают значение органов студенческого самоуправления в вузах. Например, если взять председателя Студсовета, поставить его на проходной вуза и спрашивать обучающихся, кто это, то большинство ответов будут „Игорь“, „одногруппник“, „сосед по общежитию“ или „студент“. Обучающиеся иногда просто не знают о существовании органа студенческого самоуправления, либо не сопоставляют его с какой-то структурой, имеющей значение в вузе. Зачастую студсоветы, профсоюзы становятся „тусовками“ для своих. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, можно проводить выборы председателя студсовета. Тогда обучающиеся заинтересуются работой этой структуры, будет формироваться кадровый резерв», — обозначил проблему председатель Общероссийского общественного молодежного движения «Ассоциация студентов и студенческих объединений России» Виталий Скоморохов.
Кроме того, внутри самих студенческих объединений в университетах много нерешенных проблем, добавил председатель Профсоюзной организации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Максим Пашоликов. Студенческие структуры нередко конфликтуют друг с другом даже внутри одного вуза. Кроме того, молодежь не готова брать на себя ответственность за те или иные решения, добавил он.
Во многих регионах также существуют серьезные проблемы взаимодействия между студенческими организациями и представителями государственной власти. В Санкт-Петербурге этот вопрос практически решен, отметил председатель Студенческого совета города Александр Низов. По его словам, сегодня уже почти каждое решение администрации Северной столицы, касающееся молодежной политики, не принимается без согласования с Советом. При этом такая практика должна быть не просто в каждом населенном пункте, но и в каждом отдельном университете: ни один нормативный акт вуза, касающиеся студенчества, не должен приниматься без утверждения представителей обучающихся.
Примеры успешного сотрудничества студентов с руководством вуза привели председатель Молодежного комитета МФТИ Шамиль Мусин и студент Федерального университета Эспириту-Санту (Бразилия) Лукас Римало. В этих вузах обучающиеся смогли создать схему продуктивного взаимодействия с администрацией, с помощью которой они решают вопросы оснащения лабораторий, проведения научных работ, ремонта общежитий и другие насущные проблемы.
В течение первого дня конференции «Образование и мировые города» также прошла панельная дискуссия по поводу выбора стратегии для университета в условиях множества миссий, которые возлагаются обществом на институт высшей школы. Спикеры отметили, что вузы вынуждены развиваться в условиях уменьшения государственного финансирования и других ресурсных ограничений. При этом различные социальные институты требуют от университетов не только выполнения образовательной и научно-исследовательской функций, но и активного участия в развитии городской среды.
Более подробно роль вузов в формировании облика современных городов эксперты обсудили в ходе тематического круглого стола. Сегодня во многих странах, в том числе и в России, начинается переход от сырьевой и производственной экономики к экономике знаний, основанной на передовых инновационных разработках. Драйвером этого процесса, по мнению собравшихся, должны выступать университеты.
Также 19 мая в рамках работы конференции прошел круглый стол «В поисках междисциплинарного баланса: кризис и новая актуальность социальных и гуманитарных наук в университете XXI века». Эксперты обсудили роль этих наук в развитии исследовательских компетенций вуза, а также поделились опытом успешной научной коллаборации в области изучения культуры, общества и истории.
Конференция «Образование и мировые города» продолжится завтра. Ознакомиться с программой второго дня можно по ссылке.