Автоматизированная система комплексной оценки качества выполнения перевозок может стать частью «умной» транспортной сети любого города. Исследования в этой области также ведутся сотрудниками Университета ИТМО.
Основное внимание при организации перевозок должно уделяться безопасности пассажиров, подчеркнул во время презентации разработки инженер Инжинирингового центра «М2М телемеханика и приборостроение» Университета ИТМО Максим Савельев. Почти 50% аварийных ситуаций на дорогах возникает из-за человеческого фактора, 30% технических неисправностей транспортного средства и 80% случаев получения травм пассажирами являются результатом неправильного или агрессивного стиля вождения. Не последнюю роль в этом играет качество дорожного покрытия. Кроме того, из-за этих факторов и несвоевременного ремонта поломок ходовой части транспортных средств водители не соблюдают график движения и приезжают на остановки с опозданиями. Благодаря системе, созданной специалистами Университета ИТМО, получится улучшить эту ситуацию и, следовательно, повысить качество и безопасность перевозок. Сейчас разработка тестируется на нескольких автобусах ГУП «Пассажиравтотранс».
![Университет ИТМО. Международный инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT](/news_plugs/8.png)
Система состоит из комплекса устройств: видеокамер, датчиков состояния водителя, акселерометра и других. Информация с них передается в процессинговый центр, где обрабатывается и формируется в отчеты. С помощью специальных графиков можно, например, проследить зависимость возникновения аварийных ситуаций от стиля вождения и состояния дорожного полотна.
«Мы можем формировать представления об эталонном водителе или, иными словами, о том, как следует управлять ТС на конкретном маршруте. В ходе наших исследований, например, обнаружилось, что зачастую те водители, которых организаторы перевозок считают лучшими, чаще других нарушают правила дорожного движения. Так, у постоянных водителей одного из маршрутов процент нарушений расписания в сторону запаздывания по отношению к графику составил 87%, а у новичка он оказался в пределах единиц процентов», — привел пример руководитель проекта профессор кафедры управления государственными информационными системами Университета ИТМО Самуил Горелик.
Это оказалось связано с тем, что водители муниципальных автобусов умышленно уступали пассажиров коммерческим или нелегальным перевозчикам, которые следовали по маршруту в точном соответствии с графиком, о котором были информированы пассажиры. Это показывает, насколько неправильная система мотивации может привести к коррупционным схемам, выявление которых оказывается математической задачей.
Таким образом, с помощью автоматизированной системы, разработанной Университетом ИТМО, можно более точно следить за качеством перевозки пассажиров, в том числе за своевременностью доставки к месту назначения, технической исправностью транспортного средства, предотвращением потенциально опасных для пассажиров ситуаций.
![Университет ИТМО. Самуил Горелик](/news_plugs/10.png)
В разрабатываемой системе вместо специализированных аппаратных средств используются массово выпускаемые мобильные коммуникаторы, а мобильные приложения, установленные на них, позволяют координировать действия пассажиров и водителей при планировании и реализации поездки по аналогии с системами, используемыми в такси. Такой инновационный подход позволяет резко снизить затраты на масштабирование системы, обеспечить повышенный комфорт пассажирам и лучше спланировать движение по маршрутам.
Сотрудники вуза также разработали систему контроля здоровья водителя во время работы и перед выходом на смену, предотвращающую возможные угрозы безопасности, связанные с психическим состоянием, сонливостью, стрессом, влиянием алкоголя и наркотиков. Для этого использован специальный медицинский браслет, который может измерять не только пульс и частоту дыхания, но и давление человека. С его использованием можно в режиме онлайн сопоставлять физическое состояние водителя и стиль его вождения, узнать, выспался ли он перед рабочей сменой и в каком настроении находится.
Также система, разработанная специалистами Университета ИТМО, может применяться для контроля ровности дорожного покрытия, необходимой для предотвращения опасных ситуаций.
![Университет ИТМО. Международный инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT](/news_plugs/3.png)
«С помощью специального датчика (треххмерного акселерометра) мы можем отслеживать состояние дорожного покрытия, сравнивать эти данные со сведениями о стиле вождения и получать вполне понятные зависимости одного от другого. Анализируя эти данные в комплексе с показаниями других датчиков, мы можем сообщать водителю информацию о потенциально опасных участках на маршруте, о возможных поломках транспортного средства, другие важные сведения и давать ему рекомендации по дальнейшим действиям», — отметил Максим Савельев.
Ноу-хау системы оценки качества дорог, придуманной сотрудниками Университета ИТМО, заключается в том, что для оценки ровности используются не одиночные измерения, а данные от многих, идущих друг за другом, транспортных средств. Это позволяет уменьшить погрешность в определении дефекта дороги до нескольких миллиметров.
Пользоваться этими данными смогут не только государственные структуры, но и коммерческие — например, страховые компании. Страховщики смогут точнее определять причину автомобильной аварии и подавать иски дорожным компаниям о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, уверен Самуил Горелик. Это один из примеров того, как разработка Университета ИТМО может быть коммерциализирована. Использовать ее смогут и организаторы перевозок для оптимизации работы пассажирского транспорта.
«В настоящее время система тестируется на автобусах „Пассажиравтотранса“. Говорить о практических результатах ее применения еще рано. Но перспективность их использования очевидна. На наших автобусах уже сейчас внедрены инновационные технологии контроля движения, в том числе мы пользуемся автоматизированной системой контроля состояния водителей перед их выходом в рейс и после завершения маршрута», — прокомментировали в пресс-службе ГУП «Пассажиравтотранс».
![Университет ИТМО. Максим Савельев и Самуил Горелик](/news_plugs/10.png)
Кроме системы контроля за движением пассажирского транспорта, специалисты Университета ИТМО представили на форуме и новую технологию для оплаты проезда. С ее помощью пассажир сможет оплачивать проезд одним звонком с мобильного телефона. В каждом транспортном средстве будет табличка с номером, на который необходимо позвонить для считывания средств. Пассажир сможет сам решить, с какого счета будет производиться оплата: к номеру телефона можно будет привязать банковский счет, остаток на единой бесконтактной карте оплаты проезда «Подорожник», либо Интернет-счет в личном кабинете пользователя системы. По словам разработчиков, использование этой технологии будет стоить перевозчику гораздо дешевле, чем установка валидаторов или приемников банковских карт в салонах транспортных средств.
Также на выставке форума пассажирского инновационного транспорта посетители смогли увидеть проект «умной» остановки, аппаратные комплексы для антистрессовой терапии водителей, новые модели автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метро, которые скоро выйдут на маршруты, различные системы мониторинга и многое другое.