Генеральный директор компании «Крауд-Системы» Андрей Григорьев рассказывает, что многие крупные организации сталкиваются с трудностями, напрямую связанными с их размерами. Высшее руководство может не догадываться о проблемах производственного цикла, специалисты на местах не имеют возможности донести до начальства важную идею, а собрать на мозговой штурм всех сотрудников тоже нереально, если их хотя бы сотня человек.
Решить эту проблему может краудсорсинг, то есть «использование ресурсов толпы»: метод, при котором работники, клиенты или даже посторонние люди выдвигают свои инициативы, и весь процесс координируется через интернет. Предпринимателям краудсорсинг помогает с минимальными затратами оптимизировать и повышать эффективность бизнеса, а также находить наиболее компетентных специалистов на разных уровнях производства. Ярким примером успешного краудсорсинга может послужить опыт компании Threadless, печатающей изображения на одежде. Начав с конкурсов на лучший принт с достаточно скромными вознаграждениями, Threadless стала одним из лидеров рынка авторских футболок и толстовок. Российским первопроходцем в области краудсорсинга был Сбербанк, запустивший проект «Сбербанк-21». Краудсорсинг также может решать государственные и муниципальные задачи, причем организаторам не нужно специально придумывать, как привлекать и поощрять участников: граждане сами заинтересованы в том, чтобы улучшить условия своей жизни.
«Классическая методология проведения краудсорсинговых проектов заключается в том, что проект разбивают на этапы, этапы — на фазы, и выполняют его последовательно. Такую методологию используют самые крупные площадки, например, Innocentive и eYeka, но у нее есть один существенный недостаток: над проектом работают отдельные группы профильных специалистов, что не дает формироваться идеям на стыке компетенций. Если человек всю жизнь работает в сфере маркетинга, он может не заметить хорошее решение, которое на его месте мог бы предложить программист», — объясняет Андрей Григорьев.
Чтобы избежать ошибок существующих платформ, «Крауд-Системы» решили разработать свою методологию: она позволяет вести этапы проекта параллельно, причем вклад участников оценивается по коэффициентам, которых в сумме больше пятидесяти. С помощью человеко-машинных алгоритмов и машинного обучения система «понимает», какие действия принесли проекту пользу, и адаптируется к новым условиям. И если тот же программист выдвинул хорошее предложение, связанное с маркетингом, то на следующем маркетологическом этапе его голос будет «весить» больше, чем у других краудсорсеров.
«Мы сейчас активно сотрудничаем с фармацевтическим сектором: все началось с того, что к нам обратились участники некоммерческого партнерства „Медико-фармацевтические проекты. XXI век“ для поиска решений оптимизации процессов. А после мы начали сотрудничать с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией, чтобы фармкомпании могли привлекать к открытым проектам студентов и аспирантов: система помогает найти из них самых толковых, которых впоследствии можно нанять на работу. Первая проблема, которую мы решали вместе с ними, заключалась в том, что таблетки расслаивались в сушилке гранулятора, и мы успешно завершили проект», — рассказывает Андрей Григорьев.
Руководитель «Крауд-Систем» добавляет, что в России есть и другие краудсорсинговые платформы, такие как Witology и Citycelebrity, однако они уделяют больше внимания общественным проектам и маркетинговым исследованиям. «Крауд-Системы» же планируют и дальше развивать управление инновациями, а также запустить пилотные проекты в сотрудничестве с комитетами петербургской администрации.
Редакция новостного портала Университета ИТМО