Всероссийский молодежный форсайт-фестиваль «Право руля!», организаторами которого выступили комитет по образованию Санкт-Петербурга, факультет технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО и Дворец творчества юных, стартовал в Петербурге 7 сентября. В течение пяти дней студенты и школьники из разных регионов России участвовали в экскурсиях и мастер-классах, посвященных транспорту. Их учили управлять кораблем, поездом и самолетом, возле Аничкова дворца открылась выставка ретро-автобусов, музей городского электротранспорта бесплатно приглашал посетить свою экспозицию, а по маршруту 27 начал курсировать украшенный рисунками «Добрый автобус», названия остановок на котором озвучили дети.
Одним из центральных событий фестиваля стала форсайт-сессия «Е-транспорт и наше будущее»: участникам предложили пофантазировать, что заменит привычные автобусы и троллейбусы, и оформить итоги работы в двухминутную презентацию. В роли кураторов и членов жюри выступили организаторы фестиваля из Университета ИТМО, Смольного и городского Дворца творчества юных, а также приглашенные эксперты из Петербургского метрополитена, ГКУ «Организатор перевозок» и других организаций. Школьники и студенты рассказывали о своих проектах отдельно друг от друга, однако, как отмечает директор Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Наталья Луковникова, «детскими» презентации школьников считать не стоит.
«Возможно, разница только в том, что школьники проще и легче включаются в работу, обсуждают ее веселее. На форсайт-сессиях, в которых принимают участие взрослые, существенным ограничительным фактором становятся ресурсы. Дети тоже могут продумать эту составляющую, понимать, что с экономической точки зрения проект не совсем реалистичен, но они в первую очередь думают о том, чего хотят достичь», — комментирует Наталья Луковникова.
После обсуждения всевозможных ховербордов и звездолетов из фильмов и книг, команды взялись за составление своих прогнозов о развитии транспорта будущего. Некоторые участники сосредоточились на технологиях, чтобы представить на суд проекты по созданию ракеты-трамвая и парящего инвалидного кресла, которому не нужны пандусы. Остальные же стали думать над тем, во что могут вылиться современные тенденции. Например, одна из команд отталкивалась от статистики, показывающей снижение спроса на водительские права в США, и пришла к выводу, что будущее транспортной системы — за развитием перевозок как сервиса.
«Владельцам личного транспорта постоянно приходится искать парковочное место, в то время как общественному транспорту парковки не нужны. Большую часть времени личный транспорт простаивает, а будущее за тем, чтобы транспорт использовался в режиме нон-стоп, — рассказывает ученик Аничкова лицея Никита Козлов. — Когда нам нужно постричься, мы идем к парикмахеру, но, если нужно куда-нибудь съездить, мы часто не пользуемся услугами профессионала. Наша команда считает, что именно профессионалы приведут нас к тому, что транспортная система станет максимально эффективной, удобной и безопасной».
Лучшим школьным проектом форсайт-сессии была признана презентация другой команды Аничкова лицея: ученики предложили идею создания пневмопочты, объединяющей целый квартал.
«Мы предлагаем создать экспериментальный квартал — возможно, на окраине Санкт-Петербурга. Здания в нем должны быть соединены вакуумной трубой для доставки мелких посылок: например, если ребенок забыл дома сменную обувь, он может попросить маму прислать ее прямо в школу. Еще такую почту можно использовать для доставки товаров из интернет-магазина. Финансирование мы предлагаем привлечь через предпродажу квартир, и, если за десять лет существования квартала система докажет эффективность, масштабы проекта можно увеличить до размеров района города», — объясняет суть проекта ученик Аничкова лицея Максим Бойцов.
По словам Натальи Луковниковой, решения, предложенные в ходе форсайт-сессии, могут получить дальнейшее развитие в виде научной работы студентов — например, в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации. Приглашенные на сессию эксперты смогут использовать результаты этих исследований на практике, связавшись с научными руководителями ребят. А в Аничковом лицее планируют работать с высказанными идеями в течение года, чтобы впоследствии представлять проекты на других детских конкурсах и фестивалях.