В статье ученые рассматривают модель меняющихся систем убеждений, характеризующих отношение индивидуумов к группе связанных тем (предметов, событий, явлений). Если мнение человека по одному вопросу меняется, это, как правило, влечет изменение и других мнений, входящих в такую систему. На то, как меняется с течением времени его позиция, существенно влияют два фактора. Во-первых, это сформировавшиеся у человека субъективные логические связи между отношениями к разным темам, которые не обязательно связаны между собой в действительности. Во-вторых, это восприимчивость индивидуума к мнению окружающих.
В работе была выдвинута гипотеза, что именно объединение в целостную систему убеждений людей по вопросам, не связанным друг с другом напрямую, может объяснить исторический феномен краткосрочной популярности иракской войны 2003 года в американском обществе. Предполагается, что в 2003 году под влиянием речи госсекретаря США Колина Пауэлла в ООН у американских граждан и общественных деятелей образовалась «логическая связка» между тремя убеждениями: у Саддама Хуссейна есть запасы оружия массового уничтожения в Ираке; эти запасы будут использованы международным терроризмом; это является угрозой для США. Поэтому для многих вторжение США в Ирак стало ассоциироваться с борьбой за безопасность. Речью Пауэлла была навязана система убеждений, в которой вера в первое утверждение влечет высокую уверенность в двух других. Результаты компьютерных расчетов по модели, представленной в статье, где «веса» и граф взаимных влияний между членами группы выбраны случайно, показывают сходство с реальными социологическими опросами, проводимыми в период начала вторжения в Ирак.
Схема работает и в обратную сторону: при разрушении веры в одно положение остальные связанные убеждения также теряют значение для человека. Когда реальных доказательств наличия заявленного оружия в Ираке не оказалось и американское общество перестало верить в первое утверждение, произошел резкий спад популярности войны и личности президента Джорджа Буша в американском обществе.
«Новизна исследования заключается в том, что мы, в отличие от существующих подобных работ, построили модель динамики не отдельных мнений, а целостных систем из связанных мнений. В человеческом сознании происходят постоянные и неосознанные преобразования убеждений, мнений и отношений к различным предметам, которые разрешают имеющиеся между ними противоречия и позволяют избежать „когнитивного диссонанса“. Мы — одни из первых, кто стал учитывать в моделях мнений образующиеся логические связи между составными частями системы убеждений. Результат работы показал, как наличие этих связей может существенно менять динамику общественного мнения. И самое важное, что мы сделали это с помощью строгих математических методов», — прокомментировал соавтор работы Антон Проскурников, старший научный сотрудник лаборатории «Современные коммуникационные технологии и их приложения в экономике и финансах» в составе Международного научного центра «Физика наноструктур».
Значит ли это, что у социологов и специалистов по анализу данных появилась возможность предсказывать общественное мнение? Значит ли это, что таким образом удастся управлять этим мнением, навязывая людям определенные логические связи между различными убеждениями?
Однозначно на эти вопросы ответить нельзя. Не так просто понять, какова восприимчивость к мнению окружающих и навязываемых логических связей у тех или иных людей в группе. Непонятно также, как индивидуумы объединяются в сеть и насколько данная сеть связана. Может ли каждый человек прямо либо опосредованно влиять на других членов группы, или же изменение его мнений затрагивает лишь узкий круг «близких» людей. Как показывает приведенный в статье пример, теоретически, если в группе есть небольшой набор «упрямых» индивидуумов, которые не придерживаются установленных логических связей и не меняют свою позицию, то их мнение может стать общим, однако для этого должен быть выполнен ряд условий.
На математическом языке это значит, что необходимо научиться «калибровать» модель — находить коэффициенты в уравнениях, соответствующих данной социальной группе. Это следующая задача для ученых, работающих над моделированием социальной динамики. Помочь решить ее могут современные программные средства анализа «больших данных» (Big Data), которые могут, в частности, анализировать открытую информацию об изменении общественного мнения в социальных сетях, таких как Twitter, и других открытых источниках. Над решением подобных задач идентификации социальной динамики работает множество научных групп по всему миру, и неизвестно, будет ли достигнут результат в обозримом будущем.
«При наличии достаточных данных о динамике системы, то есть параметрах нашей модели, можно будет строить и алгоритмы управления общественным мнением, опираясь на нее. Конечно, и сама модель потребует доработки и учета многих внешних и неопределенных факторов, влияющих на процессы в обществе», — сказал Антон Проскурников.
Исследование также вели профессор социологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Ноа Фридкин, научный сотрудник Института проблем управления РАН Сергей Парсегов и ведущий исследователь Института электроники, информатики и телекоммуникаций при Итальянском совете по исследованиям (CNR-IEIIT) Роберто Темпо.
Статья: Noah E. Friedkin, Anton V. Proskurnikov, Roberto Tempo, Sergey E. Parsegov (2016), Network science on belief system dynamics under logic constraints, Science.