Взаимодействие «вуз-предприятие» сегодня
В конце 2012 года Европейский Университет в Санкт-Петербурге совместно с АО «Российская венчурная компания», ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» и Университетом ИТМО провели исследование «Академические брокеры в России». В нем участвовали 20 экспертов из промышленности, корпораций и венчурных фондов и 34 респондента из академических структур и консалтинговых компаний при вузах в Москве, Петербурге и Томске. Результаты работы показали насущные проблемы взаимодействия «вуз-предприятие».
В основном, такое взаимодействие происходит за счет проведения НИОКР или НИР. При этом коммуникации между вузами и предприятиями построены, как правило, на старых знакомствах, и новичкам «вклиниться» в эту сеть очень трудно. Это значит, что если предприятие когда-то успешно сотрудничало с вузом, то оно продолжит это делать. Вузам, в свою очередь, выйти на новых заказчиков также непросто. Коммерчески перспективные идеи, какие-либо нестандартные разработки могут оставаться на втором плане.
Таким образом, заказы от промышленности вузы получают на конференциях (таким форматом пользуются в основном западные компании), на организованных государством форсайт-сессиях, в ходе визитов госкорпораций в вузы и посредством сарафанного радио. Очень редко вузы сами рассылают коммерческие предложения на предприятия.
Также сотрудничество «вуз-предприятие» ведется на уровне базовых кафедр. Иногда в основе дипломных и курсовых работ студентов лежат реальные проекты, которые нужны промышленности.
При этом исследователи подчеркнули, что взаимодействие «вуз-предприятие» существует, но необходимо его скорректировать. Следует создавать совместные лаборатории и независимые центры трансфера технологий, вместе привлекать заказы от госкорпораций и давать преподавателям знания о реальной работе производства, чтобы те могли передать их студентам. В то же время, все респонденты исследования ЕУ, РВК, Технопарка и Университета ИТМО указали на необходимость появления фигуры-посредника в вузе. К сожалению, сейчас часть функций маркетологов берут на себя профессора и научные сотрудники, а также предприимчивые студенты, которые работают с ними. Плюс в том, что эти студенты могут стать отличными техноброкерами
Кто же такой техноброкер?
Это посредник между индустрией и наукой, и даже больше. Его понимание обеих сторон процесса может привести не только к созданию новых инноваций решений на существующих рынках, но и к созданию новых рынков. Он должен формировать новые коммуникации, то есть строить тот самый мостик понимания и партнерства. За рубежом институт технологических брокеров уже достаточно развит, подчеркнул Николай Бовтунов. Как правило, этим занимаются люди, которые отработали в науке или промышленности какое-то время, набрались опыта, обросли полезными контактами и поняли, что для дальнейшего развития отрасли не хватает этого самого взаимодействия между наукой и производством.
Конечно, это идеальный вариант. Уже существуют и специальные техноброкерские агентства, сотрудники которых могут браться за те или иные проекты и получать процентное вознаграждение за помощь вузу или предприятию в получении заказа или подходящей для производства инновации.
«В любом случае, техноброкер должен уметь разговаривать на двух языках: языке промышленности и науки. Для России еще актуально умение выстраивать коммуникацию с государством, так как наш рынок все-таки более зарегулирован, чем за границей. Там, наоборот, практикуется концепция свободного рынка. Брокер может и не быть специалистом широкого научного профиля. Он может быть либо узкопрофильным посредником, либо просто понимать, как „устроены“ ученые и как с ними общаться, чтобы они подсказали, насколько перспективен тот или иной проект. Например, к брокеру может прийти разработчик якобы инновационной записи информации на физический носитель, а на самом деле в основе этой записи — старые технологии, уже всем известные. Успешный брокер должен быть „своим“ в науке, чтобы не допускать ошибок», — пояснил Николай Бовтунов.
Наличие контактов и связей в промышленности и в вузовской сфере — еще одна важная характеристика техноброкера. Благодаря этому ему будет проще связывать нужных людей друг с другом, также это показатель того, что он умеет общаться с представителями обеих сторон.
Понятие «коммуникация» в техноброкерстве включает в себя не только поиск контактов, но полный спектр работ по коммерциализации научных исследований. То есть специалист в этой области должен разбираться в «дорожных картах» предприятий и вузов, подготавливать коммерческие предложения, иными словами, вести работу по продвижению инноваций от «А» до «Я».
Можно ли научиться технологическому брокерству?
«Нельзя сказать, что этому можно научиться в прямом смысле этого слова. Ведь нельзя же научиться быть предпринимателем, верно? Здесь то же самое. Навыки техноброкера могут формироваться всю жизнь с приобретением профессионального опыта, опыта общения с людьми и взаимодействия с разными организациями. А может сложиться так, что у человека просто есть к этому предрасположенность, то, что в случае с предпринимательством называют „предпринимательской жилкой“. Однако можно максимально „снарядить“ человека необходимыми инструментами для того, чтобы он смог начать соединять предприятия и вузы», — сказал Николай Бовтунов.
В России, как и за рубежом, не существует университетских или колледжских образовательных программ, которые бы присвоили студенту специальность «техно-брокер». Но некоторые необходимые компетенции можно освоить на программах по менеджменту, коммуникациям, PR, маркетингу и других, связанных с экономикой, производством. Люди, которые хотят стать техноброкерами, должны также обладать целым набором так называемых soft skills — «жизненных» умений, которые могут пригодиться практически в любой сфере деятельности.
Для России важно также сформировать сообщество людей, которые будут знать, что такое техноброкерство, зачем оно нужно, и которые будут владеть инструментами для выстраивания взаимодействий «вуз-предприятие». Эти компетенции потребуются им в будущем, когда они станут работать начальниками производств и департаментов в университетах или когда решат стать техноброкерами. А возможно, кто-то решит заниматься этим уже сейчас. В результате научные разработки не будут застаиваться в университетах, а реализовываться в промышленности.
В Университете ИТМО в ноябре уже не в первый раз стартует Школа технологических брокеров. На занятиях эксперты дают обучающимся те самые начальные навыки, необходимые для успешной коммерциализации научных проектов. Эти знания будут актуальны не только сегодня, но и через пять-десять лет, уверены организаторы. Чтобы поступить в школу, нужно прислать мотивационное письмо или описание проекта, которое участник хочет коммерциализировать. Отбор на занятия ведется на конкурсной основе.