Какие проблемы связаны с образованием в области интернета вещей?
Технологический рынок интернета вещей растет и меняется очень быстро, в этой области зачастую сложно отслеживать новые тренды. Поэтому найти образовательные курсы, которые бы отражали полную и актуальную картину происходящего, тоже непросто. Я рассмотрел, какие программы по интернету вещей (Internet of Things — IoT) есть в европейских, канадских и некоторых азиатских университетах. И оказалось, что они сталкиваются с той же проблемой: пока идет подготовка преподавателей к курсу, пока разрабатывается программа, тренды в сфере IoT меняются, и курс уже не актуален. Еще одна важная проблема — недостаток времени у сотрудников вузов и средств на то, чтобы запустить полноценный курс по IoT.
Будет ли новый курс по IoT предназначен только для профессионалов, или обывателям он тоже будет интересен?
Мы считаем, что в рамках курса необходимо создать несколько программ. Конечно, будет разработан образовательный модуль для студентов вузов, которые будут изучать его в качестве дополнительной дисциплины для получения хотя бы базовых знаний в этой сфере. Также мы разработаем онлайн-курс для людей, которые не могут посещать лекции в университете. Важно дать людям хотя бы общее представление, что же такое IoT. Ведь до сих пор не все могут понять, что это не только устройства, но и огромное количество инфраструктуры, которая работает незаметно и связывает девайсы между собой.
Многие считают, что с помощью интернета вещей злоумышленники смогут получить доступ к их личным данным. Другие думают, что система «умного дома» в какой-то момент вдруг откажется пускать их домой после работы. Для нас это может звучать смешно, а для обычных людей — совсем нет. Поэтому надо показать, что это безопасно, и познакомить людей с новой технологией всеми доступными способами. Конечно, по условиям IOT-OPEN.EU, все материалы образовательных программ проекта будут размещены в открытых источниках.
Для разных групп людей будут разные технологии обучения?
Я бы не стал делить людей на группы по каким-то социальным признакам типа «студент» или «специалист». Бывает и так, что человек без высшего образования чувствует себя на рынке IoT гораздо комфортнее, чем отличник в университете. Все зависит от навыков человека, от того, насколько он заинтересован в этой тематике. В курсах будут базовый и продвинутый уровни. Последний рассчитан на людей с более глубокими знаниями, в течение него мы будем обсуждать безопасность сетей и другие прикладные вопросы.
По моему мнению, самое лучшее обучение — это то, во время которого ты также веселишься. Например, у нас в университете была отличная компьютерная лаборатория, где было много приборов, различных устройств, компьютеров, где работал вспомогательный персонал. Но студентам было не очень комфортно там заниматься — все-таки это очень официальная и отстраненная форма, если так можно выразиться. Тогда я предложил декану закупить для лаборатории LEGO Mindstorms (конструктор для создания программируемых роботов — прим. ред.), чтобы студенты могли что-то попробовать своими руками, а не только работать, сидя перед компьютерами.
Как вы планируете продвигать курсы проекта IOT-OPEN.EU?
Во-первых, среди студентов. Во-вторых, на профессиональных мероприятиях в разных странах Евросоюза. В-третьих, при помощи специалистов, которые работают в индустрии и имеют контакты в этой сфере. Кроме того, онлайн-курсы сейчас становятся все популярнее. Люди начинают понимать, что сегодня нельзя выучиться чему-то и забыть об образовании; все меняется слишком быстро, чтобы позволить себе такую роскошь.
Понимают ли неспециалисты, как IoT присутствует в их жизни?
Это очень открытый и общий вопрос. Раньше бы люди сказали, что интернет вещей — это небольшое устройство, которое считывает какие-либо данные и передает их в сеть, где они анализируются и где на основе анализа выводится результат, или же данные перемещаются в хранилище. Это могут быть системы автоматического контроля, системы, применяемые в промышленности. По этой аналогии можно назвать интернетом вещей и различные современные приборы типа умных часов или фитнес-браслетов. Их производительность гораздо выше, чем у компьютеров десятилетней давности. Однако надо понимать, что IoT подразумевает, прежде всего, присутствие каналов связи между техническими устройствами, то есть когда девайсы «общаются» между собой. Когда вы посылаете данные через сеть аналитической программе или в хранилище — это не то же самое. В интернете вещей машины пересылают между собой эти данные. И здесь уже не обойтись без искусственного интеллекта, который будет «разбираться» в этих связях и преобразовывать их в действия.
Кроме Университета ИТМО проект IOT-OPEN.EU будут реализовывать представители Силезского технического университета (Польша), Рижского технического университета, Таллинского технического университета, Мессинского университета (Италия). Совместный проект рассчитан почти на три года, работа над ним официально начнется в декабре. Подробнее о нем можно прочитать здесь.