В 1714 году из Москвы в Петербург были перевезены собрание коллекций и библиотека Петра I, именно поэтому появление Кунсткамеры связывается с этим годом. Однако никакого письменного распоряжения о создании музея до сих пор не найдено, скорее всего, его просто не существует. Более того, изначально коллекция хранилась даже не в здании Кунсткамеры, а в Летнем дворце императора, потому что тогда никакого строения на стрелке Васильевского острова еще не было: город был основан чуть более чем 10 лет назад. Коллекция хранилась в Кикиных палатах, где и была доступна для публики до открытия специального здания Кунсткамеры в 1728 году.
С самого начала коллекция состояла из нескольких сотен склянок с рыбами, птицами, гадами, уродами и анатомическими органами. Потом в музей прибыли чучела животных, образцы минералов, трав, а также различные инструменты и машины. Сложно себе представить, но уже в 1770 году в Кунсткамере появилась коллекция Джеймса Кука, состоящая из традиционных предметов быта народов Полинезии. Эти вещи участники экспедиции подарили командиру Камчатки за гостеприимство и помощь на обратном пути на Британские острова. Кроме того, в том же веке в музее была китайская, японская, сибирская коллекции и многие другие! Когда путешествие из Петербурга в Москву занимало целую неделю тряски в коляске, люди могли узнать, кто и как живет на другой стороне планеты.
Изначально Кунсткамера была музеем, связанным именно с коллекционированием. Однако после открытия Санкт-Петербургской академии наук оно стало научным учреждением. Там работали именитые ученые, в том числе Михаил Ломоносов, туда свозились необычные и старинные вещи для их изучения и систематизации. В 30-е годы XIX века на базе коллекции Кунсткамеры было учреждено семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический и Минералогический кабинет Петра I. Сейчас в Кунсткамере продолжается работа ученых-этнографов и антропологов.
Во времена, когда музеев в стране было один-два, а будущим ученым международного масштаба приходилось сбегать из родительского дома, чтобы учиться в Москве, не могло быть и речи о какой-то особой роли музеев. Но сегодня, когда знание доступно в Интернете, а битов информации больше, чем звезд на небе, научные музеи вынуждены подстраиваться под реалии и менять стратегии.
Что такое научный музей? Место хранения информации о прошлом? Место популяризации науки? Научных исследований? Сложно сказать однозначно. В США музеи «социализированы» и являются не только местом сохранения и изучения прошлого, но и центрами культурной жизни. В какой-то мере в России эту же роль выполняют провинциальные музеи, в том числе краеведческие, которые есть в каждом более-менее крупном населенном пункте.
«Мне кажется, нет однозначного понятия научного музея. На мой взгляд, научный музей, в первую очередь, занимается научно-исследовательской деятельностью, имея соответствующие отделы, проводят конференции, готовят публикации и так далее. Тем не менее, к научным музеям можно отнести те, которые популяризируют науку, но где не просто стоят экспонаты, а компетентно объясняются различные научные явления и механизмы», — прокомментировал заведующий кафедрой графических технологий Университета ИТМО Артем Смолин.
Более того, музеи начинают активно использовать современные технологии. Например, ту же Кунсткамеру теперь можно посетить в рамках 3D-тура, не выходя из дома. Виртуальный посетитель может ознакомиться с коллекциями музея с помощью панорам. Кроме того, в первом музее России создали цифровой архив, в котором хранятся описания части экспонатов. Отметим, что специалисты Университета ИТМО снимают для Кунсткамеры и Эрмитажа виртуальные экскурсии в формате видео-360.
«Сейчас, в эпоху информационных технологий, появилось множество инструментов — от социальных сетей до гарнитур виртуальной реальности, чтобы интерактивно обогатить музейные пространства. Технологии всегда гармонично дополнят любой музей или экспозицию, если их грамотно и аккуратно имплантировать в музейную среду. Например, перед выставкой Айвазовского можно демонстрировать уникальный видеоконтент о художнике или организовать путешествие по его картинам в гарнитуре виртуальной реальности. Посетитель насладится живописными работами, а также сможет виртуально погрузиться в его картины. Одно другому совсем не помешает и произведет должный эффект», — отметил Артем Смолин.
Но в то же время музей — это больше не сосредоточение знаний о прошлом. Он превращается в место, где люди могут узнать про ту или иную науку в целом, да еще в интерактивном виде. В музее человеческого тела Corpus в Нидерландах посетители попадают внутрь человеческого организма и могут наблюдать, как работают органы, а также узнать, что для них полезно, а что — нет. Такое развлечение сложно назвать музеем, это скорее познавательным аттракционом.
«С точки зрения традиционной музейной функции (сохранения наследия) „настоящими“ научными музеями считают именно историко-научные. Именно они курируются Министерством культуры и по праву носят название музеев. Но для решения самых актуальных для России задач (мотивации молодежи к науке, к техническому образованию) нам в первую очередь нужны интерактивные музеи-центры занимательной науки, популяризирующие научные достижения не через пыльные витрины, а совершенно другими способами. Даже если эти центры и не будут признаны музеями. С технологиями-то как раз все просто. Гораздо сложнее органично, увлекательно, но в то же время методически правильно соединить содержательную сторону, контент, предметное или междисциплинарное знание с современными технологиями. Если это удается сделать — любой музей с руками оторвет и деньги заплатит», — прокомментировал декан естественнонаучного факультета Сергей Стафеев.
От традиционных музеев также отщепляется еще одно направление популярного познания — центры популярной науки, где каждый посетитель может не только увидеть что-то, но и потрогать это, сделать своими руками какую-либо модель, а потом увидеть ее работу в действии. При этом музеи остаются для людей источником достоверных и неоспоримых знаний. Приходя в музей, мы ожидаем увидеть или ощутить что-то настоящее и уже десятки раз проверенное учеными. Также есть мнения, что музеи служат для формирования у человека научного мировоззрения.
«На мой взгляд, научное мировоззрение — это понимание основных законов бытия, а также того, каким образом формируется научное познание, основанное на конкретных результатах исследований. Критическое мышление — это несколько иное: это умение анализировать различные процессы и аргументированно подвергать их сомнению, именно не голословно, а аргументированно. Научный музей может формировать и научное мировоззрение, и критическое мышление, а также расширять кругозор. Все зависит о того, кто и как работает в данном музее. Насколько компетентен научный состав музея, его экскурсоводы», — сказал заведующий кафедрой графических технологий.