Виртуальная реальность для лечения психических заболеваний
Самое очевидное применение виртуальной реальности в медицинских целях — это посттравматическая терапия. Посттравматическое стрессовое расстройство часто проявляется у людей, перенесших какое-либо сильное эмоциональное потрясение, не вписывающееся в их картину мира. Часто этим расстройством страдают бывшие военные, люди, перенесшие физическое насилие. В результате они становятся очень тревожными и не могут уживаться в обществе. Один из методов лечения — это вновь заставить человека пережить потрясшее его событие. Лечение может сопровождаться терапевтической беседой. На первый взгляд, это кажется жестоким. Но таким образом пациенты учатся контролировать себя и не паниковать от воспоминаний о стрессе, отмечается в журнале Scientific American. Этим же методом лечат фобии и другие психологические заболевания.
VR для диагностики
Менее очевидное и даже невероятное применение виртуальных технологий — это диагностика дегенеративных неврологических заболеваний. Ученые Томского политехнического университета и Сибирского медицинского университета разрабатывают приложение для технологии VR, которое проверяет способность человека выполнять некоторые операции. Надев очки VR, пациент оказывается в обстановке под наклонным углом. В то же время специальные сенсоры улавливают, что положение пациента в реальном пространстве также меняется, чтобы соответствовать непривычным условиям. При этом, если у человека нет никаких дегенеративных заболеваний, он легко сохраняет баланс, а если есть, то тут же теряет ориентацию и может даже упасть, отмечается в Science Daily. Так можно провести раннюю диагностику болезни Паркинсона, которая может начаться в 30 лет, но заметные признаки ее проявятся только спустя 20 лет. Разработка российских ученых может помочь в ранней диагностике и других дегенеративных заболеваний.
VR для проведения хирургических операций
Перспективно использовать VR для проведения медицинских операций. Врачи из Института кардиологии в Варшаве провели операцию по устранению тромбоза коронарной артерии с помощью Google Glass и налобного оптического монитора, на который проецировалась картинка с коронарной компьютерной томографической ангиографии. Ангиография — это контрастное рентгеновское исследование кровеносных сосудов. Врач с помощью голосового управления мог увеличивать передаваемую на устройство картинку. Таким образом, он мог видеть то, что делает, до мельчайших деталей.
«Технологии виртуальной реальности очень востребованы в визуализации операций — их съемке. Но тут возникают трудности в технической части: некоторые операции требуют ювелирной работы, и, чтобы передать четкость изображения, нужно снимать в очень высоком разрешении. В очках качество картинки будет теряться за счет не совсем высокого развития технологий (в очках мы все еще способны разглядеть пиксели). Также VR востребована в симуляторах операций, когда хирург может упражняться на виртуальных пациентах. Тормозит развитие этой технологии потребность в высокочувствительных контроллерах, скажем, джойстиках-руках врача. Технологии для этой сферы сейчас быстро развиваются», — прокомментировала сотрудник компании Video360Production Ольга Некрасова.
VR против боли
Отдельная тема для исследований медицинского применения VR — это облегчение боли. Когда человек играет в игру с помощью технологий виртуальной реальности, наблюдает красивые пейзажи в очках VR, в общем, отвлекает свое внимание, он более устойчив к боли. Исследователи Королевского общества попросили более 25 добровольцев погрузить пальцы в холодную воду и держать их там до тех пор, пока неприятные ощущения станут невыносимыми. При этом некоторые добровольцы играли в игру с помощью очков VR. Тесты показали, что те, кто был в очках, дольше сопротивлялись боли. С помощью VR можно даже облегчать боль при родах и делать сам процесс более удобным для женщин, так как через очки им поступают команды о том, что нужно делать в тот или иной момент. Также отвлечение внимания полезно детям, которые боятся каких-либо медицинских процедур.
Виртуальная, а также дополненная реальности могут лечить и фантомные боли. Это такие боли, которые возникают в несуществующих конечностях у пациентов, перенесших ампутацию. Новый метод лечения таких болей разрабатывают в Техническом университете Чалмерса (Швеция). К мышцам пациентов вокруг ампутированной конечности присоединяются сенсоры, которые считывают электрические сигналы, поступающие от мозга. Когда мозг дает команду несуществующей конечности сделать что-то, этот сигнал считывается. Пациент видит на мониторе перед собой, как его виртуальная рука сделала то, что он хотел бы, чтобы она сделала в реальности. Участки мозга, ответственные за управление ампутированной конечностью, вновь активируются. После такой терапии человек, страдающий фантомными боли, чувствует значительное облегчение, превосходящее эффект от других видов лечения.
VR для экзоскелета
Похожий метод используется группой ученых из нескольких стран Евросоюза для разработки экзоскелета, который будет подчиняться мысленным сигналам человека. Сигналы считываются с помощью электроэнцефалограммы, однако для того, чтобы правильно концентрировать свои мысли, человеку нужна тренировка. Ее можно выполнять в виртуальной реальности, сообщает Science Daily.
VR для обмана мозга
Технологии виртуальной и дополненной реальности основаны, в целом, на расширении спектра восприятия окружающего мира человеческим мозгом. На просторах Интернета можно встретить теорию, что с помощью этих технологий можно будет также создавать эффект плацебо. Всем известное явление заключается в том, что человек чувствует облегчение от лекарства, которое таковым не является. При этом пациент может знать, что в таблетке вместо препарата находится сахар, но эффект все равно может быть очевиден. Почему так происходит?
Одна из теорий говорит, что все это из-за условных рефлексов. Все мы помним собак Павлова. Врач кормил животных в сопровождении определенного сигнала. После, когда собаки слышали этот сигнал, у них начинала выделяться слюна, даже если рядом еды не было. То же самое и с плацебо. Например, если человек принимает болеутоляющее, ему в организм поступает вещество, снижающее боль, — эндорфин. Но если дать этому же человеку пустышку, то его мозг сам может начать настраивать организм на производство эндорфина, ведь таблетка ассоциируется именно с этим. Но это только теория, которая не всегда работает, поэтому врачебная этика запрещает давать пациентам пустышки: а вдруг эффект плацебо не сработает?
С помощью виртуальной и дополненной реальности организовать эффект плацебо можно разными способами. Например, показывать больному, как его лейкоциты гоняются за «плохими» бактериями и потом уничтожают их. Или показывать его самого, здорового и гуляющего со своими друзьями. Как это действует, пока плохо изучено, но, так или иначе, психологическое состояние больного играют важную роль в выздоровлении.
«Скорость внедрения VR в медицину зависит в первую очередь от самой области медицины, а также от инвестиций. Ведь это не просто научные разработки, а вместе с тем большой массив данных о показателях жизнедеятельности человека, которые надо проанализировать с точки зрения применения технологий виртуальной и дополненной реальностей», — подчеркнула Ольга Некрасова.