Глюкоза поможет мозгу
В день перед экзаменами нужно насесть на шоколадки, тортики и конфеты — тогда мозг будет лучше работать. Отчасти это верно. Ведь глюкоза — это первостепенный источник энергии для любой клетки нашего организма, а мозг потребляет около половины всех наших ресурсов. Если глюкозы недостаточно, то мозг начинает работать хуже. Например, нейротрансмиттеры перестают передавать друг другу электрические сигналы, отмечается в материалах Гарвардской медицинской школы. Это приводит к ослаблению внимания и нарушает когнитивные функции человека.
Однако слишком много глюкозы в организме может привести к обратному эффекту: ухудшению памяти и концентрации, выяснили ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в результате эксперимента с крысами. До начала эксперимента животные учились выбираться из лабиринта. Затем в течение нескольких недель две группы млекопитающих пили воду с разбавленной фруктозой. Однако одна группа вдобавок получала порцию жирных кислот, которые ответственны за передачу сигналов в мозге. После окончания такой диеты ученые обнаружили, что особи из последней группы быстрее выбирались из лабиринта, а крысы, сидящие исключительно на фруктозной диете, не могли сориентироваться в переходах. Передача мозговых сигналов у них замедлилась, что и помешало крысам воспроизвести заученный когда-то маршрут. Кроме того, инсулин у этих особей перестал правильно регулировать активность клеток мозга.
Однако столь значительное влияние сахара на мозг, конечно же, не проявится после одного дня усиленного поедания шоколадок. Для достижения хоть какого-нибудь эффекта требуется посидеть на такой «диете» несколько дней. Но теперь вы знаете, что глюкоза хороша, когда она в меру — ее избыток не поможет лучше запомнить экзаменационные билеты.
Кофе улучшит память
Согласно материалам Гарвардской медицинской школы, кофеин действительно повышает уровень сосредоточенности и внимания. Однако точно не доказано, что кофеин может как-то улучшить память человека.
Дело в том, что кофеин временно блокирует рецепторы аденозина — химического вещества, подавляющего бодрость. Таким образом, мозг не получает сигналов о том, что организму пора отдохнуть. Химические вещества-стимуляторы мозга начинают доминировать, что и дает нам ощущение подъема после чашечки кофе. Было также замечено, что кофе замедляет старческую деградацию мозга.
Однако это не значит, что бодрящий напиток улучшает память. Нет, он просто помогает более ясно мыслить, принимать быстрые решения и работать более длительное время.
Жевать про время «зубрежки» нельзя
Можно ли улучшить или ухудшить свои когнитивные способности и память, если жевать во время выполнения умственных задач, — с этим ученые пока точно не определились.
Большинство исследований утверждает, что жевательная резинка, например, улучшает концентрацию и даже кратковременную память. Так, ученые из Университета Кардиффа в Соединенном Королевстве тестировали кратковременную память в двух группах детей. Ребята должны были выполнить определенное задание во время прослушивания аудиозаписи. Для этого они должны были постоянно использовать кратковременную память, чтобы сопоставлять аудиоданные со своими решениями. Одна группа детей при этом жевала жвачку, и именно они показали более быструю реакцию и точность ответов.
При этом другие исследователи из Университета Кардиффа ранее опубликовали статью, в которой они, наоборот, отмечают ухудшение кратковременной памяти и других показателей мозговой активности при жевании. Свои данные они также подтверждают результатами экспериментов. Стоит также учитывать, что очень много научных статей, утверждающих пользу жевания для запоминания, спонсировались компаниями-производителями жевательной резинки.
Так что не бесполезно придавать значение тому, стоит ли вам принимать пищу прямо во время чтения конспектов или нет. Польза или вред от этого занятия точно не доказаны, а вот забывать о еде, тем более о завтраке, точно не нужно. Ученые из того же Университета Кардиффа выяснили, что успеваемость учеников, которые любят поесть по утрам, в два раза выше чем у тех, кто предпочитает уходить в школу или вуз с пустым желудком.
Можно учить иностранные языки во сне
Нет, к сожалению, выучить английский, просто прослушивая записи разговоров во время сна, нельзя. Но можно лучше запомнить то, что вы уже выучили. К такому выводу пришла группа европейских ученых из университетов Цюриха и Фрибура. Они провели ряд экспериментов с группой студентов, изучающих немецкий язык.
Сначала подопытные изучили новые слова, а потом им дали поспать три часа. В комнате, где они спали, тихо проигрывались эти слова, а также их перевод. Однако ученые схитрили: иногда вместо правильного перевода спящие студенты слушали ложный. Когда они проснулись, то смогли вспомнить на 10% больше слов, чем когда они не слушали запись. Однако ни один обучающийся не назвал тех неправильных переводов, которые им проигрывали.
При этом ученые сделали запись активности мозга во время сна. Когда спящие слышали уже заученное слово, активность возрастала, а когда проигрывалось совершенно новое слово — активность резко падала. Мозг не формировал абсолютно новые связи, а лишь укреплял те, которые уже были заложены.
Также напомним, что недостаток сна или его прерывание негативно сказывается на формировании у человека новых воспоминаний и знаний. Во время сна происходит «калибровка» мозга и упорядочивание образовавшихся за день синаптических связей, которые отвечают за память.
Написание шпаргалок помогает лучше запомнить материал
При этом речь идет именно о письме от руки, а не о печатании на клавиатуре. Действительно, когда мы пишем от руки, наш мозг получает не только информацию в чистом виде, но и запоминает моторику наших пальцев, получает сигналы от чувства осязания. Движения кистью помогают мозгу лучше запоминать буквы, которые мы пишем, отметили ученые из Университета Ставангера в Норвегии.
Также они предположили, что длительность процесса письма от руки играет значительную роль для запоминания. Ведь таким образом мы дольше концентрируемся на определенной информации, чем когда быстро печатаем слова на компьютере. Кроме того, в этом случае начинают действовать и процесс, который помогает нам учиться с младенчества — наблюдение. Мы будто бы со стороны смотрим на то, что делаем: ведь для того, чтобы повторить слово за человеком, нам достаточно просто услышать его.
Для того, чтобы прийти к таким выводам, исследователи попросили две группы взрослых людей научиться писать буквы алфавита незнакомого языка. Одна группа делала это, используя карандаш и бумагу, а другая — клавиатуру и монитор компьютера. Через шесть недель все участники эксперимента сдали тест на остаточные знания, и первая группа показала гораздо более высокие результаты, чем вторая. Так что порой полезно записывать лекции в старую-добрую тетрадь хотя бы для того, чтобы было легче сдать экзамен.
Когда готовишься к экзамену, нельзя трясти головой, иначе все перепутается
Однако исследования показывают, что физическая активность способствует запоминанию и улучшает сосредоточенность человека. Например, аэробные упражнения делают гиппокампус человека больше, а эта часть мозга включена в процессы вербальной памяти и обучения, отмечается в материалах Гарвардской медицинской школы. Аэробные упражнения — это те, которые подразумевают постоянную и умеренную физическую активность — например, ходьба, бег, плавание, гребля, подъем по лестнице, танцы. Более того, перерывы на занятия спортом дают мозгу необходимую передышку для укрепления новых синаптических связей.
Некоторые студенческие уловки действительно работают. Нельзя с уверенностью сказать, продуктивно ли класть пятак под пятку или не мыть голову накануне экзамена, хотя здесь возможен другой эффект — плацебо. Уверенность в своих силах и в том, что именно сегодня повезет, никто не отменял.