Создать студенческое медиа с нуля и развивать его, насыщая контентом, превосходящим уровень среднестатистической студенческой инициативы, – задача не самая простая. Особенно, если учитывать, что в студенческих изданиях большинство корреспондентов – непрофессиональные журналисты и даже не студенты факультетов журналистики. Они не получают гонорары, но обязанностей у них немногим меньше, чем у настоящих журналистов. Ребятам приходится сталкиваться с массой проблем: не всегда отлаженное финансирование издания, нехватка помещений, техники, навыков. Порой, даже трудно сформулировать цель издания. Все понимают, что студенческие медиа работают для студентов, но кто знает, что именно они должны освещать?
Победители в различных номинациях конкурса, проведенного в рамках ScienceMedia-2017, рассказали о том, почему медиацентры в вузе стали неотъемлемой частью учебного процесса и как быть по-настоящему интересными.
Александр Шидловский, 4 курс, факультет эстетического образования, специальность «Изобразительное искусство и компьютерная графика» БГПУ
Победитель в номинации «За лучшее освещение форума в социальных сетях»
Уже в этом году я выпускаюсь, и буду работать учителем – хочу обучать детей искусству рисования. На студенческом телевидении я работаю с видео и в будущем не планирую бросать свое хобби, которое за время работы в студенческом медиа стало настоящим пристрастием. Я с детства активный, и студенческий медиацентр меня привлек именно этим: динамикой, развитием, вовлеченностью, новыми знакомствами. Когда я был на втором курсе, у нас в университете проходил набор: требовались сценаристы, операторы, монтажеры на студенческое ТВ, которое тогда только начинало свою деятельность. Я, долго не думая, решил пробовать. Мы сняли первый выпуск, и нас оценили по достоинству. Так и получилось наше «Студенческое телевидение БГПУ». Мы снимали для себя, нам нравилось это, мы ловили кайф от процесса. В процессе работы ты общаешься с очень интересными людьми, узнаешь много нового, ну и, конечно же, самое главное – приобретаешь бесценный опыт работы. Медиацентры в вузах я считаю самым классным форматом, чтобы донести какую-то информацию до студентов, зажечь их, а видео – самым близким молодым ребятам каналом коммуникации. Если видео сделано грамотно, то успех обеспечен. Сейчас мы делаем видео для всего университета, промо-ролики для различных мероприятий и конкурсов. Наши цели очень просты: донести информацию до студентов, которая подвигнет их на что-либо, зажжет в них интерес к какому-либо конкурсу или мероприятию, ну и, конечно же, скрасит досуг. Наша редакция столкнулась с одной проблемой – поддержка со стороны университета. Мы полностью снимаем на свою технику, которая, естественно, не вечна. Также долгое время мы добивались помещения, где могли бы снимать различные «шуточные» передачи для студентов. У нас было очень много идей. Сейчас ищем пути решения проблемы, обращаемся к администрации вуза. Проблему, которая касается, наверно, любого СМИ, – прирост аудитории, мы решаем, совмещая высокое качество контента, неочевидную подачу материала, качественный монтаж и, конечно, PR-менеджмент со стороны университета.
Екатерина Лебединская, 2 курс, факультет журналистики СГУ
Студенческий журнал «СГУщёнка»
Победитель в номинации «Интервью» направления «Печатные издания»
Я включилась в работу «СГУщёнки», чтобы ощутить атмосферу работы журналиста: стараться успевать все, не паниковать перед дедлайнами, участвовать в конкурсах, на которых остро чувствуется конкуренция. Оказалось, что победы нереально вдохновляют и воодушевляют, а общаться с огромным количеством людей, изучать «кухню редакции», то, как создается СМИ, спокойнее относиться к критике и первым ошибкам – незабываемы опыт. Я понимаю, что в «настоящей» редакции все намного серьезнее и каждая оплошность выливается в неприятные последствия. Как ни банально, для меня важен опыт: в нашей редакции обычно поддерживают друг друга, а редакторы выступают в роли настоящих наставников и умеют вовремя и пожурить, и похвалить. Еще одна важная причина – это накопление портфолио. И, конечно, публикации в студенческих СМИ дают возможность участвовать в форумах, конкурсах, бороться за победу, узнавать мнения именитых, авторитетных журналистов и экспертов о твоих работах. Благодаря «СГУщёнке» я первый раз побывала в Питере и попала на такой насыщенный, информативный и интересный форум.
Жизнь вуза, как мы знаем, наполнена интересными событиями, многие студенты – яркие личности, о которых можно и нужно говорить. Допустим, я представляла на форуме интервью с иностранным студентом из Нигерии, который рассказывал, какого это – окунуться в новую, незнакомую культуру. Наша газета «Саратовский университет» в основном освещает события с налетом официальности. Тем ценнее «СГУщёнка». Она более живая, рассказывает о том, что интересно студентам: про хобби, людей, путешествия, события вуза, города, страны. Это уже не просто отражение жизни университета, а интересный и разноплановый материал, занимательное чтение, которое может заинтересовать многих. Обычно люди, даже не связанные с СГУ охотно читают «СГУщёнку» и берут побольше экземпляров домой.
Журнал мы распространяем по всему вузу, на всех факультетах, поэтому у нас большая аудитория. Он будет интересен условно и филологам, и студентам с мехмата, поскольку мы пишем и о науке, и об искусстве, и об интересных личностях, а также о том, что близко каждому студенту вне зависимости от направления обучения. Наша цель – продвижение журнала, завоевание авторитета в медиапространстве. На форуме было приятно услышать, что некоторые участники и организаторы знакомы с нашим журналом и лестно о нем отзываются.
Сейчас нам уже 5 лет, в октябре прошлого года мы отпраздновали юбилей. Наверное, основная проблема – темы, поскольку за пять лет о многом уже сказано, а нужно каждый раз искать «незаезженные» идеи, которые еще не успели набить оскомину. Для прироста аудитории мы ищем новые ходы: пробуем новые форматы предоставления информации, внимательно отслеживаем работу группы «СГУщёнки» в социальных сетях, выдерживаем свой стиль, устраиваем розыгрыши призов вместе с партнерами.
Игорь Чермашенцев, 3 курс, кафедра вычислительной техники МИЭТ
Победитель в специальной номинации «Инновзгляд» от ИЦАЭ Санкт-Петербурга
Градус гуманитарности в моей специальности мизерный, но все-таки я оказался в журналистской сфере. И это с учетом того, что у нас даже направлений, связанных с журналистикой, в вузе нет. Началось все еще на первом курсе, когда я решил, не питая особых надежд, пойти на кастинг в МИЭТ-ТВ. Кастинг тогда прошел успешно, и я вот уже как два с половиной года рассказываю новости с экранов в МИЭТе и на канале ТВ на YouTube. Сейчас я один из старожилов команды. В какой-то переломный момент понял, что моя специальность мне не очень близка (думаю, что эта ситуация многим знакома). Решил серьезно посвятить себя журналистике. В ноябре-декабре 2016 года прошел Школу журналистики нашей газеты «ИНверсия». По итогам школы каждая команда должна была презентовать свой проект. Моим стал журнал «Лемниската», рассказывающий о том, насколько красиво и интересно иногда совмещать несовместимое – науку и искусство. Очень горжусь его версткой. После ШЖ я стал работать в газете «ИНверсия» и быстро дорос до должности корректора. На конкурс я отправлял статью из «Лемнискаты» и сюжет с телевидения. После объявления конкурсных списков по направлениям был очень удивлен, что прошла именно статья, ведь я до конца не был уверен, статья это была или проект журнала. Презентацию для последнего дня делал на коленке во время лекции отца-основателя «Лентача». Очень лестно, что я получил спецноминацию «Инновзгляд», в то время как мои более серьезные коллеги уехали с пустыми руками. Редакция была за меня очень рада. Развивать студенческое СМИ для меня – не только огромный опыт по развитию риторических навыков и написанию публикаций, но и своеобразная личная PR-кампания, возможность показать себя. Несмотря на уже почтенный по меркам студенчества возраст, не оставляю надежд пробиться в штатную команду и зарабатывать хоть какие-то, но деньги. Что касается медиацентров: в мире, где потоки информации достигли небывалых размеров и где органов чувств и сарафанного радио уже не хватает, СМИ представляют особенную ценность. Для молодежи с ее подвижным, быстротекучим темпом жизни еще острее встает вопрос качества получаемой информации. Что-то упустил – оказался далеко позади знающих, видевших, слышавших чуть больше. Именно поэтому медиацентры в вузах так ценны. К тому же они часто выступают в роли своеобразного посредника между администрацией и учениками, что способствует демократизации учебного процесса.
Моя редакция существует только на абстрактном уровне. Вместе со мной только четыре человека – вопрос кадров стоит довольно остро. У нас нет помещения, финансирования, довольно ограниченный круг аудитории. Все эти проблемы вытекают из специфики издания – родившееся в качестве проекта, оно еще не успело обрасти атрибутами серьезного, которое можно пощупать, взять со стойки или даже купить. Но в дальнейших планах поиск сотрудников, обращение к администрации вуза или даже программа сбора средств на краудфандинговых площадках. В целом, ознакомившиеся с нулевым номером знакомые остались довольны и желают успехов в развитии издания.
Мария Лукиенко, направление «Принт-медиа технологии», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Газета «Полёт»
Победитель в номинации «Новость» направления «Электронные издания»
Мне нравится писать в газету, так как можно всегда оставаться в курсе всех событий, как в университете, так и за его пределами, обогащать свои знания и делиться ими с другими. Медиацентры в вузах жизненно необходимы для создания поля коммуникации между студентами и работниками университета. Благодаря медиацентрам мы можем знать, когда будет то или иное мероприятие, в каких кружках можно себя показать, где будут проходить олимпиады, а также получать информацию о науке, творчестве и открытиях. Например, наша газета для всех – для студентов и сотрудников Самарского Университета, для научных деятелей и даже для тех, кто в стенах вуза побывал лишь однажды. Основная цель – формировать единое информационное пространство вуза и трепетно вести его летопись. Конечно, случаются и трудности, но они всегда остаются в стороне. Например, для развития медиасреды в университете мы создавали школу журналистики и предлагали студентам создать редакции на факультетах. Проблему с иллюстрациями в издании мы решили созданием фотоклуба: сначала одного, а потом и второго. Еще одна проблема – у нас почти не бывает совместных планерок, работа редакции строится виртуально. Главный редактор газеты «Полёт» – Елена Памурзина, держит всегда все под контролем. Именно она привила сотрудникам любовь к журналистике. Считаю ее потрясающим человеком и мастером своего дела, все-таки лидер определяет успех команды.