Трендом на активное привлечение студентов к деятельности компаний многие руководители организаций вооружились уже давно. Однако диалог «компания – студент» не во всех случаях отлажен идеально, поэтому часто реальные шансы на достойное трудоустройство остаются нереализованными.
«Идея интерактивного формата мероприятия заключается в возможности ребят в буквальном смысле “попробовать на вкус” будущую профессию. Решили разнообразить привычный формат ярмарки вакансий, потому что регулярно сталкиваемся с проблемой: есть большой разрыв между представлениями учащихся о будущей должности и тем, что эта должность из себя в действительности представляет. Чтобы сократить этот разрыв, мы решили дать ребятам возможность попробовать прямо здесь и сейчас свою потенциальную работу. Многие компании на такой формат с радостью откликнулись, хоть традиционно они участвуют именно со стендами. Компании, которые согласились принять участие, делали разработки на протяжении всего периода подготовки, и мы им очень благодарны за высокий уровень предложенного интерактива», – рассказывает Ксения Сорбалэ, представитель Careers Service Департамента HRM Университета ИТМО.
Транспортно-логистическая компания «Деловые Линии», лидирующая в России по объему продаж и занимающаяся доставкой сборных грузов по территории России и странах ближнего зарубежья, предложила учащимся университета в рамках мероприятия поиграть в деловую игру. Организаторы решили наглядно представить студентам, что такое логистика. Перед студентами была разложена карта, состоящая из двух частей. Принцип игры, рассчитанной на две команды, как у твистера: есть бегунок, есть ходы, нужно доставить с помощью игрушечных автомашин груз из пункта А в пункт Б. На карте расположены терминалы, банки, супермаркеты, и обе команды доставляют грузы. Выигрывает та команды, которая делает это быстрее и эргономичнее. Идея игры в том, что она понятна даже не для специалистов сферы.
«Сейчас у нас есть такой принцип в компании: все, что не автоматизировано, нужно автоматизировать. Поэтому у нас очень сильный штат своих IT-специалистов, и мы настроены на развитие в формате digital-общения и с нашим клиентом, и с нашими внутренними сотрудниками. У нас разработан и сайт, и чат-боты, и мессенджеры, и приложения. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы дать возможность молодым специалистам пройти у нас учебную практику, чтобы в дальнейшем они могли присоединиться к нашей команде», – рассказывает Юлия Ерофеева, менеджер по подбору персонала в области маркетинга.
По словам представителей компании, сегодня открывается много позиций для начинающих специалистов. В планы компании входит даже организация корпоративного университета. Сейчас студентам, в первую очередь, предлагается возможность пройти учебную практику в разных направлениях: IT, маркетинг, логистика, управление персоналом. Практика предлагается в том формате, в котором она проходит у студентов вуза (проходит по учебному плану во время обучения).
«Сейчас привлечение студентов-практикантов – это большой централизованный проект по всей России, который мы запустили полномасштабно в этом году. Наша компания представлена во всех городах, начиная от Калининграда, заканчивая Хабаровском и Владивостоком. Принимаем пока на практику, но над стажировками тоже работаем, поэтому в ближайшем будущем активно будем брать и на оплачиваемую стажировку, чтобы выращивать кадры внутри нашей компании», – рассказывает ведущий менеджер по подбору персонала Полина Липнягова.
Группа компаний, в которой студенты и выпускники могут пройти не только практику, но и стажировку. «ИЛИМ» занимается целлюлозно-бумажной промышленностью, это большое предприятие, у которого есть несколько больших заводов по России.
«Тенденция на привлечение стажеров и их трудоустройство уже несколько лет активно набирает оборот в компании. Здесь мы представляем направление IT и ищем будущих стажеров. Один из таких ребят, Тимофей Овсянников, сейчас вместе со мной здесь занимается поиском стажеров, а начинал в нашей компании как практикант из Университета ИТМО. IT-специалистов мы приглашаем последние года два, но если говорить об организации в целом, то уже несколько лет активно приглашаем студентов по разным направлениям», – рассказывает представитель компании Иван Тюменев.
В качестве интерактива студентам были предложены различного вида макеты деревьев, части которых были изготовлены как раз из продукции «ИЛИМА». Студенты должны были на скорость собрать эти деревья. Также учащиеся выполняли некоторые задания по IT-направленности.
Большая часть сотрудников этой компании – бывшие студенты, которые когда-то начинали свой карьерный путь со стажировки. Соответственно, тенденция на сотрудничество со студентами сложилась давно.
«Мы принимаем участие в таком мероприятии, потому что самые интересные, яркие идеи и азарт присущи молодым людям, студентам, среди которых мы и ищем себе стажеров. Здесь у нас работает отдел компьютерных технологий, мы занимаемся инновациями для промышленности и для бизнеса. Сейчас мы предлагаем оплачиваемую стажировку в IT. У нас очень много вакансий для самых разных программистов: и интерфейс, и тестирование, и дата-аналитика и многое другое. Условия стажировки зависят от конкретного случая. Мы договариваемся со студентом, спрашивая, что ему интересно, и сами смотрим, насколько он подходит нам по необходимым критериям. Чаще всего мы договариваемся сначала на шесть месяцев, потом еще на полгода, после чего студент, как правило, оканчивает университет и поступает к нам на работу», – поделилась Мария Корватова, инженер исследований и разработок Siemens.
На мероприятии команда Siemens продемонстрировала свое работающее приложение на экране плазменной панели. Приложение работает в реальном времени и посвящено мониторингу данных, которые приходят с сенсоров, установленных на газовых турбинах.
Компания «Сбербанк», в частности ее дочерняя организация «Сбербанк Технологии», в рамках карьерного мероприятия Университета ИТМО представили кампанию «Сберлето» – целую программу стажировок для студентов старших курсов бакалавриата и первого курса магистратуры IT- и математических специальностей, заявки на которую принимаются до 30 апреля. Стажировка продлится два месяца и позволит, по словам организаторов, получить бесценный опыт и шанс на постоянную позицию.
«Сбертех» – это IT компания, которая занимается разработкой программного обеспечения для Сбербанка. Нам требуются IT специалисты. Сейчас мы стараемся активно настроить отношения с Университетом ИТМО. До недавнего времени у нас не было истории совместной работы с этим вузом, но сейчас мы в этом заинтересованы, так как воспринимаем этот вуз как кузницу наших будущих кадров», – делится Александра Балашова, региональный HR-менеджер в Санкт-Петербурге.
Студентам представители компании предложили беспроигрышную лотерею и возможность подумать над задачками и головоломками, за решение которых ребята получили приятные сюрпризы и сувениры.
Veeam Software
В последние годы эта быстро растущая компания делает ставку на молодых специалистов. У международной IT компании Veeam, существующей более десяти лет, за плечами внушительный опыт выращивания кадров, поэтому работа со студентами этой команде не в новинку. Компания занимается разработкой своих собственных продуктов в области виртуализации по нескольким направлениям: продукты для мониторинга виртуальной сферы, Backup виртуальных машин и продукты для управления виртуальными структурами крупнейших корпораций во всем мире. На текущий момент у Veeam более 230 тысяч компаний-клиентов.
«Офисов по всему миру у нас очень много, из них два – центры разработки в Петербурге и в Праге. В оба офиса мы набираем ребят. В петербургский офис мы ищем людей на джуниорские позиции: это Junior С# разработчики, Junior QA инженеры (то есть инженеры по качеству), а также Technical support – людей, которые поддерживают клиентов на разных языках по всему миру. Мы рассчитываем на студентов последних курсов, которые хотели бы связать свою жизнь с разработкой, в частности с языком C#, но пока по каким-то причинам у них не хватает опыта или знаний для того, чтобы получить полноценную вакансию. У Veeam в планах есть проекты, нацеленные на развитие студентов и выпускников технических вузов», – делится старший IT-рекрутер Veeam Елена Поречнова.
В рамках карьерного дня 20 апреля на стенде Veeam студенты могли сразу проверить свои профессиональные навыки.
«Сегодня мы проводим в некотором роде “Свою игру”. Наши технические специалисты, в том числе разработчики C#, придумали несколько интересных вопросов, ребята выбирают сами категорию С#, QA, Technical support или вопросы про компанию Veeam. После этого студенты выбирают стоимость вопроса и отвечают на него. В конце игры, в зависимости от количества полученных баллов, учащиеся получают очень крутые призы», – рассказала Елена Поречнова.
На территории стойки компании MediaTech можно было встретить студентов, играющих в кикер и заваривающих себе кофе. По словам сотрудников компании, в офисе царит такая же неформальная обстановка с виниловым проигрывателем, небольшой библиотекой и настольным футболом. Компания разработчиков и менеджеров, создавших Adsterra Network, начала сотрудничать со студентами уже довольно давно. Одним из актов такого взаимодействия стало подписание соглашения с ректором Университета ИТМО Владимиром Васильевым о создании зоны коворкинга.
«Всего у нас две команды, но мы думаем, в зону коворкинга можем поместить еще несколько команд. Мы пришли сюда, чтобы ребята знали, что мы существуем, что есть проект, который находится в пяти минутах ходьбы от Университета ИТМО, где их готовы встретить и выслушать», – делится рекрутер компании Полина Петрова.
MediaTech занимается веб-разработкой и, по словам представителей компании, может предложить много интересного для студентов по таким направлениям, как Front-End разработка, Back-End разработка, DevOps, DataScience и DB разработка.
«Мы предлагаем два вида стажировок. Поскольку наши разработчики действуют в Scrum системе, у нас есть определенные временные отрезки, мы предлагаем либо недолгие стажировки на 2-4 недели, чтобы ребята погружались в Scrum и понимали, что это такое, либо долгосрочная летняя стажировка. Если у стажера есть предпочтения, можем отравить его в ту команду, которую выберет сам студент», – рассказала Полина Петрова.
Крупнейший IaaS провайдер приготовил для студентов небольшое испытание: учащиеся должны были самостоятельно собрать сервер.
«Ровно с такими же серверами и серверами большего размера работает наша компания: мы сдаем их в аренду клиентам, или клиент привозит к нам собственный сервер на обслуживание и арендует услуги. В данном конкурсе нужно правильно установить компоненты: процессор, оперативную память, радиаторы, вставить диски и, если у студента есть желание, он может блеснуть своими знаниями, рассказав, как именно проистекают рабочие процессы. По итогу – бонус», – рассказала HR менеджер Анастасия Светличная.
IaaS – это инфраструктура как сервис. Профиль предлагаемых стажировок широк: от инженерных специальностей до аналитиков и маркетинга. Стажировки в компании всегда возникают очень спонтанно, поэтому студентам необходимо мониторить сайт. Одно из основных направлений работы компании – работа с серверным оборудованием.
«К нам приходят студенты, и мы их учим практически с нуля работать с Linux системами и с оборудованием топовых вендоров. Кроме того, они учатся еще общаться с клиентами. Потом постепенно стажеры могут выбрать направление, в котором они хотят развиваться. Кто-то переходит в отдел технической поддержки, где они выполняют администрирование серверов, общаются с клиентами и отвечают на сложные вопросы. Есть вариант развития в хардкорные админы, в программисты и в product-менеджмент. Топ-менеджмент компании, который сложился к данному моменту – это ребята, которые в свое время начинали именно с подобной стажировки. Если у студента есть какой-то профессиональный задел, то можно попробовать устроиться на живую вакансию», – поделилась Анастасия Светличная.