На этот раз четырехдневный форсайт-флот проходил в заповеднике Верхние Мандроги на реке Свирь. Организаторами плавания стали Агентство стратегических инициатив, «Клуб лидеров» в Санкт-Петербурге и области, администрация города и «Агентство готовых решений».
Участники «Форсайт-флота-2017» отдали большинство голосов разработкам группы «Фабрики будущего» (лидер группы – Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам СПбПУ им. Петра Великого) как основе опережающего развития Санкт-Петербурга. По мнению участников, решения по созданию на территории Санкт-Петербурга цифровых, умных виртуальных центров проектирования и прототипирования прорывных технологических решений позволит превратить Санкт-Петербург в Центр технологического превосходства. Сегодня разворачивание «Фабрик будущего» осуществляется в рамках утвержденной дорожной карты TechNet Национальной технологической инициативы (НТИ).
«Первый региональный Форсайт-флот Санкт-Петербург прошел даже успешнее, чем мы рассчитывали. Мы запустили форсайт-навигацию АСИ 2017, создали общий образ будущего Петербурга и агломерации в эпоху цифровой трансформации, поспособствовали диалогу более 200 управленцев, предпринимателей, частных и государственных компаний, университетов, ученых и органов власти, сложив 22 проекта на ближнем горизонте и до 50 инициатив, над которыми ещё будет вестись предпроектная работа», – отмечает координатор «Форсайт-Флота 2017» в Петербурге Вячеслав Тракторенко.
Представляя разработки группы «Санкт-Петербург – глобальный университет», лидер группы Нина Яныкина, начальник департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО, отметила, что Северная столица располагает достаточным потенциалом, чтобы объединить научные и образовательные ресурсы и позиционировать Санкт-Петербург как глобальное конструкторское бюро, в котором образовательная среда, созданная лучшими университетами, станет точкой притяжения талантов и превращения их в горожан, источником экспорта человеческого капитала и технологий в высокотехнологичные компании, города, регионы.
В условиях конкуренции управленческих моделей городов и стран Санкт-Петербург должен стать полигоном для отработки технологических и управленческих решений. В качестве центральной идеи был предложен конструктор решений и навигатор для города и горожан. Формат – открытый альянс университетов как единая образовательная среда. Технологические полигоны, на которых будут отрабатываться наиболее перспективные технологические, управленческие, образовательные решения. По мнению группы, именно университетская среда должна стать основным субъектом, ответственным за конкурентоспособную позицию Санкт-Петербурга на глобальном уровне. Первоочередная задача для формирования единой университетской среды – найти возможности для диалога между вузами и формирования единого разделяемого видения привлечения талантов.
Существует множество развилок на пути развития: концентрироваться на высшем образовании для «традиционной» молодежной аудитории или идти в сторону диверсификации (от работы с двухлетними детьми до life-long learning для Silver agers), делать «университет для миллионов» или заниматься элитным образованием, строить «храм науки» или выводить этот «храм» на IPO, нести в мир русскоязычный контент или быть максимально глобальным, работать на «импорт мозгов/экспорт технологий» или встраиваться в мировые цепочки добавленной стоимости всеми возможными способами, строить университет будущего в чистом поле или объединять в открытую и гибкую сеть существующие вузы – носители «гена НТИ»?
«Форсайт-флот показал следующие результаты. Первое, что “Город-Университет” оправдывает свое происхождение от лат. universitas — “совокупность”, “общность” (что в нынешнем мире мы формулируем уже как “точка сборки науки, бизнеса и власти/общества”, “коммуникационный хаб”). Второе, что в центре Университетского целеполагания – Человек. В третьих, ключевые характеристики города-университета – открытость (город как полигон, отвечающий на вызовы экономики и общества и формирующий новые смыслы), платформенность (город как среда и платформа, обеспечивающие генерацию и передачу знаний глобального контекста, самореализацию участников и прирост человеческого капитала), антропоцентрированность (город как точка притяжения талантов и превращения их в горожан через «Ген Санкт-Петербурга») – не вызывают вопросов и сомнений. И последнее, трудно, с болью и страхом идет принятие позиции “Университеты как центр ответственности за конкурентную позицию города в мировом пространстве”. С этим мы будем работать и дальше», – рассказывает Нина Яныкина.
Группа пространственного развития Санкт-Петербурга (лидер – Антон Финогенов, градостроитель, урбанист, специалист по пространственному планированию, профессор Международной академии архитектуры (IAA)) предложила создать мастер-план развития города, в котором найдут свое место 15-20 территориальных зон для экспериментов – творческих, образовательных, технологических.
Группа «Культура. Туризм. Медиа» (лидер группы - Денис Котов, глава сети «Буквоед»), видит будущее Санкт-Петербурга в виде открытой книги, в которой каждый горожанин может создать страницу о себе, своей семье, проложить маршруты по любимым местам Санкт-Петербурга и предложить себя же в качестве экскурсовода. То есть создать в Петербурге «Экскурсионный Uber».
Характерной особенностью «Форсайт-флота 2017. Санкт-Петербург», открывшего Форсайт-навигацию 2017 года, является работа участников в прямом взаимодействии с профильными департаментами правительства Санкт-Петербурга. Это позволяет проектировать новые направления, опираясь на существующие планы правительства и одновременновстраивать новые инициативы в тесном сотрудничестве с властью.
Подводя промежуточные итоги работы групп «Форсайт-флота 2017. Санкт-Петербург», первый вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов сказал, что участникам «Форсайт-флота» удалось приподнять горизонт и заглянуть в будущее. И те предложения, которые прозвучали на промежуточной защите концепций, амбициозные, но вполне земные. Александр Говорунов предложил группам по возвращению с «инновационного круиза» обсудить свои предложения с фокусными группами, чтобы вовлечь в реализацию своих инициатив как можно большее число горожан.