Расскажите на собеседовании, как вы будете пиарить новый ресторан, бегая по городу в костюме обезьяны
Многие воспринимают собеседования при приеме на работу как формальный «смотр». Но почему-то лишь одному человеку из 30 кандидатов, пришедших на живую встречу с работодателем, предлагают занять вакансию. Почему так происходит? Дело в том, что только единицы из бесконечного потока кандидатов способны уже на собеседовании предложить работодателю какие-то рабочие идеи, продемонстрировать свои навыки и, самое главное, свои настоящие качества, а не те, которые описаны в последних строчках резюме.
Вадим Федотов, генеральный директор «Газпром-медиа технологии», анализирует каждого кандидата на собеседовании по его поведению в трех временных плоскостях: прошлом, настоящем, будущем. Первое впечатление претендент на вакансию производит своим поведением в настоящем. Это то, как он относится к самому собеседованию, насколько он пунктуален и аккуратен. Например, 60% кандидатов не могут нормально ответить, с кем из «Газпром-медиа-технологии» они беседовали до того, как попасть на собеседование к директору. Обычно отвечают так: «Мне позвонила девушка, меня приняла ваша секретарша, проводил до двери какой-то парень». Если человек не запоминает, с кем он общался, как звали этих людей или какая у них была должность, то это говорит не в его пользу, считает Вадим Федотов.
Действия в прошлом – это резюме соискателя. Если человек за последние полгода сменил 10 работ, это нехорошо. Если же он активно участвовал в разных проектах, добивался результатов – это то, что хотят видеть работодатели. А что делать, если вы студент и у вас вообще нет опыта работы? Перечислите участия в конференциях, каких-то мероприятиях, где вы что-то делали, пусть и на студенческом уровне. Возможно, вы сможете добыть рекомендации людей, с которыми участвовали в этих мероприятиях, или кого-либо, кто может достойно вас охарактеризовать с профессиональной точки зрения. Ведь главное – это заинтересованность человека в том, чем он занимается. Так, шанс попасть в «Газпром-медиа-технологии» есть и у совсем «зеленых» выпускников, заверил Вадим Федотов.
И наконец, действия соискателя в будущем – это то, что он может предложить компании. Работодатель должен понять, какую ценность этот человек может принести, как он будет помогать выполнять задачи, которые стоят перед компанией. Также потенциальный сотрудник должен быть знаком с технологиями, которые используются в его деле. Если говорить о маркетинге, то человек должен понимать, как увеличивать целевую аудиторию, как увеличивать средний чек покупателя, какие неожиданные акции по продвижению продукта он может предложить. При этом идеи могут быть самыми нестандартными. Вадим Федотов рассказал историю из жизни, когда владелец нового ресторана с названием, в котором было слово «обезьяна», решил прорекламировать его, целый день пробегав по городу в костюме обезьяны и забегая периодически в ресторан. После этого появился медийный шум об этой самой обезьяне, которая «скрывалась» в ресторане.
«Когда вы приходите, например, к нам в компанию, я понимаю, что вы приходите тратить деньги наших акционеров. И это нормально. Я тоже так делал. Если вы думаете и рассуждаете на собеседовании, пусть даже в неправильном направлении, но вы думаете, то вы на хорошем пути. Большинство людей считают, что они идут на собеседование просто показать себя. Но вы должны продать себя. При этом к каждому человеку я подхожу индивидуально. Ведь бывает, что он может волноваться не из-за того, что у него нет навыков, а просто из-за самой ситуации, а через 15 минут разговора человек раскрывается», – прокомментировал Вадим Федотов.
Он добавил, что главное – это инициатива: лучше просить прощения, чем разрешения. Так, инвесторам проще включиться в проект, который уже едет по рельсам, а не разрабатывать идею на нулевом этапе. То же самое относится и к взаимодействию с инвесторами: традиционно они вкладываются не в идеи, а в прототип продукта, бизнес-модель для которого уже хотя бы в какой-то степени доказала свою работоспособность на рынке. Такой продукт может быть недоработанным, но у его создателей должна быть хорошая стратегия продаж.
Будьте креативней, чем роботы
Роботизация – это уже не фантастика из книжек, а вполне наступившее будущее. Но талантливых пиарщиков роботы не заменят никогда, уверена Вера Сивачева, аккаунт-директор в Rodnya PR Studio. Роботы смогут помогать выполнять какие-то операции, которые не требуют «душевного» подхода – например, формировать тематические рассылки с помощью данных из интернета. Однако даже такая, казалось бы, монотонная работа, как e-mail-рассылки, не уйдет к нейросетям.
«Пиарщики тоже боялись, что их работу заменят роботы, а digital-сфера и социальные сети заберут прибыль от рекламы. В общем, они боялись правильно. Но новые технологии вытеснили не PR как категорию, а боязливых пиарщиков. Ведь если они боялись, что их заменят роботы, значит, они сами работали как роботы, по одним и тем же алгоритмам. Каждый день мы напоминаем себе, что в основе любой креативной идеи должно лежать что-то, что важно для большого количества людей», – прокомментировала Вера Сивачева.
Она добавила, что социальные сети, наоборот, даже облегчили жизнь пиарщикам. Проще стало связаться с каким-то человеком, проще стало следить за увлечениями целевых групп или за трендами. Вера Сивачева выделила четыре основных правила, которых стоит придерживаться, пожалуй, всем людям, если они не хотят остаться на обочине цифровизации и роботизации.
№1: Думайте вне заданной схемы. Даже если нужно просто разослать письма людям, лучше подумать, а кому стоит отправлять письмо, а кому лучше позвонить. И вообще, даст ли результаты эта рассылка? Возможно, стоит организовать крутую PR-компанию?
№2: Понимайте язык своей аудитории. Если вы работаете с определенными группами людей, говорите на их языке, задевайте те струны их души, которые «звенят» наиболее громко и долго.
№3: Встраивайтесь в ситуации и используйте их. Например, Rodnya PR Studio сделала акцию по доставке огромной фигуры-символа определенного бренда в Россию. Эта фигура была высотой семь метров, ее перевозили из Германии в Россию. Во время санкций эта акция была представлена как знак дружбы, и на всем своем протяжении активно описывалась в социальных сетях: как фигура проходила границу, как ее встречали в Москве, как провозили по Москве-реке, причем все от первого лица самой фигуры. Получилась крутая медийная история, которая здорово вписалась в ситуацию и о которой рассказали десятки СМИ.
№4: Будьте готовы ко всему. Вам нужно устроить PR-акцию во время выступления президента на общественной линии? Легко! Вера Сивачева рассказала о реальном случае, когда во время выступления президента на нескольких радио неожиданно транслировались короткие сигналы, по звуку напоминающие автобота Оптимуса Прайма, что было в рамках PR-акции. И на следующий день в Интернете и СМИ «гуляли» новости о том, что инопланетяне хотели сорвать выступление президента. Цель – поднять интерес к определенной теме – была достигнута.
Как обсуждать с обществом тяжелые вопросы про высокотехнологичное будущее
Автоматизация ставит перед человечеством сложнейшие этические и моральные проблемы, которые относятся не только к потере рабочих мест, но и затрагивают порой вопросы жизни и смерти. И эти проблемы лучше начать обсуждать уже сейчас, до того как их начнут регулировать власти, уверена Анна Кронгауз, издатель научно-популярного портала N+1. Гораздо эффективнее, когда государство просто юридически оформляет какие-либо устоявшиеся социальные нормы. Тогда законы внедряются в общество безболезненно и без непредвиденных ошибок.
Какие же проблемы, связанные с высокими технологиями, необходимо будет решить обществу? Самое главное – это этические вопросы. И их возникает огромное множество. Самый популярный вопрос связан с тем, как именно программисты должны будут программировать автономные автомобили на убийство. Звучит ужасно, но, по сути, делать это придется. Ведь если представить аварийную ситуацию, в которой кто-то неизбежно должен погибнуть, как действует человек? Совершенно случайным образом. А как будет действовать алгоритм? Так, как его запрограммируют. Кто же примет на себя ответственность решить, кто выживет, а кто погибнет в такой аварии?
Ученые по-разному смотрят на этот вопрос. Есть предложения разработать алгоритм, исходя из статистики поведения водителей при тех или иных ДТП, привела пример Анна Кронгауз. Например, по статистике водитель чаще всего поворачивает автомобиль так, чтобы подставить под удар правую от себя сторону машины, то есть он защищает себя по правилам самосохранения. Получается, места с правой части автомобиля – это места смертников? Кто захочет оказаться на этом месте после того, как алгоритм, имитирующий такое поведение водителя, будет заложен в автономный автомобиль?
И хотя пока беспилотники еще не ездят по дорогам, происходят другие случаи использования высоких технологий, которые требуют этического и юридического осмысления. Например, в Москве уже была арестована художница за ношение VR-очков в публичном месте. После этого, по сообщениям СМИ, ее даже отвезли в психиатрическую больницу.
«Любопытный вопрос: имеете ли вы право перепутать реальность? Ведь вроде вы никому не мешаете. А можете ли вы ставить лайки, кому хотите? Уже был задержан и доставлен в судебный участок человек за то, что он лайкнул определенный пост в Facebook», – прокомментировала Анна Кронгауз.
Другой интересный пример – это ношение кроссовок, которые будут бить током, если человек как-то неправильно ставит ногу при занятиях спортом. Насколько правильно дрессировать человека? Не ограничивает ли это его возможности? Ведь в истории есть случаи, когда спортсмены нарушали технику исполнения того или иного упражнения, и в итоге добивались лучших результатов. И кто вообще имеет право лишать человека права на ошибку.
«Мы должны будем определить, где вообще проходит граница между человеком и роботом. Сколько нам нужно будет заменить в себе “запчастей”, чтобы считаться роботом? И кто будет заниматься правами роботов, да и нужны ли им права? А если робот станет опекуном ребенка? Ведь сейчас, чтобы ребенок появился на свет, уже не обязательны мужчина и женщина», – задалась риторическими вопросами эксперт. Для того, чтобы начать обсуждения этих вопросов N+1 запускает специальный проект «Новая этика», добавила издатель.
На Baltic Weekend эксперты также рассказали о том, как выстраивать теплые и дружеские отношения с любой аудиторией, как заниматься SMM, почему коммуницировать науку – это престижно и о многих других наболевших вопросах в области PR.