В последние несколько лет Дания переживает настоящий бум интереса к современному искусству: в Копенгагене открываются все новые галереи, раздвигающие границы общепринятого восприятия искусства. Чего стоит хотя бы проект «Your rainbow panorama», реализованный в одном из крупных музеев Европы ARoS Aarhus Art Museum и представляющий стеклянный коридор в цветах световой панорамы в форме кольца с видом на город. Вдохновением для проекта послужила «Божественная комедия» Дантэ Алигьери. И действительно, галерея «9 комнат» в подвальном помещении музея, где представлены световые и видеоинсталляции, вызывает ассоциации с девятью кругами ада.
Ежегодно датские светодизайнеры представляют свои работы и на крупнейшем летнем фестивале культуры и музыки в датском городе Роскильде (Roskilde). С каждым годом световой дизайн проникает не только в современное искусство и общественные пространства, но и становится частью повседневной жизни людей. Как организовать освещение в больницах и домах престарелых, чтобы повысить качество жизни пациентов, и может ли свет помочь школьникам охотнее идти на уроки и помогать эффективнее осваивать материал? Этими вопросами задаются студенты международной магистерской программы Lighting Design в Университете Ольборг (Aalborg University — AAU) – первой среди образовательных программ Европы по версии авторитетной премии в области светового дизайна PLDR-Awards 2017.
Университет Ольборг
Университет начинает свою историю с 1974 года. На сегодняшний день вуз является одним из ведущих университетов Дании, занимая пятую позицию в национальном рейтинге. Учебное заведение входит в пять процентов лучших университетов в мире. Сильными направлениями вуза могут по праву считаться «Искусство и Гуманитарные науки», «Инженерное дело и технологии», «Социальные науки и менеджмент». Здесь обучается более 20 тысяч студентов, при этом каждый седьмой учащийся — иностранец. Одной из самых мультинациональных (порядка 30 национальностей) является международная программа «Световой дизайн», разработанная под руководством кандидата архитектурных наук Эллен Катрин Хансен в 2013 году на базе Департамента архитектуры, дизайна и медиатехнологий.
В прошлом году департамент стал партнером по созданию международной образовательной программы Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. Набор на совместную программу откроется в 2019 году. Часть дисциплин на английском языке уже будет читаться осенью этого года. Чтобы выстроить совместный образовательный процесс и методы исследований, партнеры организовали несколько совместных встреч в 2017 году, а весной этого года — студенческий обмен для совместной работы над магистерскими диссертациями и знакомства с исследовательским и проектным подходами.
В обмене приняли участие двое магистрантов Валерия Лукинская и Дмитрий Чухин, получив возможность пройти двухнедельную стажировку в Копенгагене в рамках конкурса краткосрочной академической мобильности Университета ИТМО. На данный момент в школе проходят стажировку двое магистрантов датской программы.
Особенности обучения в Дании
Как отмечает Валерия Лукинская, одним из ключевых преимуществ образовательной программы в Университете Ольборг является human centric approach, ориентированный на человека, существующие запросы индустрии и решение актуальных социальных проблем. У проектов, которые выполняются магистрантами в течение каждого семестра, есть конкретный заказчик.
«В Университете Ольборг лекционно-практическая программа очень насыщена. Здесь дают те компетенции, которые позволяют быть востребованным специалистом и прогнозировать дальнейшее развитие световой индустрии. Параллельно освоению теоретических знаний идет работа над конкретными коммерческими проектами. Студенты понимают, что актуально для рынка и по окончании магистерской программы обладают качественным портфолио для последующего трудоустройства».
В свое время студенты принимали участие в разработке проекта по организации динамического освещения знаменитого моста, который соединяет два корпуса Университета Ольборг.
А в этом году один из студенческих проектов посвящен разработке концепции освещения площади, расположенной перед церковью Святого Николая в центре Копенгагена. Заказчиком выступает Центр современного искусства, который располагается в церкви.
Почему возникла необходимость изменить освещение объекта? Площадь, появившаяся в центре города более сотни лет назад, сегодня оказалась фактически зажатой исторической застройкой. При этом само по себе достаточно высокое здание церкви, расположенное на небольшой площади, лишает посетителей целостно воспринимать историческое пространство. Решением проблемы может стать переосмысление освещения объекта архитектурной среды и реновация существующего освещения. В перспективе разработчики предполагают, что новый проект позволит увеличить поток посетителей и сделать их пребывание на площади более комфортным. Лучшее решение выберут в мае.
Еще одной особенностью обучения в Университете Ольборг является работа в междисциплинарных командах. Магистрантами становятся специалисты с разным образовательным бэкграундом — промышленные дизайнеры, дизайнеры архитектурной среды, архитекторы, инженеры и IT-специалисты, добавляет Дмитрий Чухин. Под каждый проект создается несколько групп одного курса из четырех-пяти человек, которые одновременно работают над одной задачей в течение семестра. В следующем семестре группы и проект меняются, что дает возможность работать с коллегами различных бэкграундов, менталитетов, развивать навыки межкультурной коммуникации и креативного мышления. Такой подход, как отмечает Дмитрий Чухин, дает возможность подойти к проектированию освещения комплексно и создать рациональное решение.
Среди других проектов, которые реализуют студенты Университета Ольборг, — прикладные кейсы, которые ставят перед собой задачу улучшить качество жизни человека. Например, один из студентов в рамках магистерской диссертации работает над созданием динамического освещения с определенным спектральным составом источников света для рекреационных зон в домах престарелых. Пребывание в таких пространствах поможет снизить уровень стресса у больных, страдающих деменцией. Другая группа уже сегодня думает над тем, как свет может помочь в более эффективной организации образовательных пространств с помощью систем естественного освещения, которые позволяют изменять сценарии освещения и влиять на циркадные ритмы учеников, помогая им улучшать концентрацию внимания во время образовательного процесса.
«Существует множество вариантов сценариев освещения в школьных классах. Например, когда учитель читает лекцию, на нем можно акцентировать внимание, повышая уровень освещенности. Второй вариант: наоборот, понизить уровень освещения над зоной, где расположена интерактивная доска или проекционный экран. И, наконец, когда дети выполняют тесты, над ними создается более равномерное освещение, чтобы они не отвлекались и смогли cконцентрироваться на выполнении задания», — рассказывает Валерия Лукинская.
Как по максимуму использовать естественное освещение там, где его не хватает
А как организовать освещение в школах, располагающихся в северных странах, жители которых постоянно испытывают недостаток света в зимний период? Решению этой проблемы посвящена магистерская диссертация Валерии Лукинской. Работа предполагает разработку гибридной параметрической системы освещения, которая позволит максимально использовать дневной свет и в период его дефицита в определенные фазы дня имитировать естественное освещение, чтобы смена источников была незаметной и комфортной для зрительного восприятия.
«Сейчас работа находится на стадии апробирования гипотез, математических расчетов, формирования критериев оценки качества комфортного восприятия света детьми и определения параметров уровней освещенности в учебных пространствах, — комментирует она. — Если гипотеза подтвердится, то разрабатываемая мной гибридная модель может внедряться в типовую застройку любых школ с минимальным количеством параметров для адаптации к пространству».
Исследование Дмитрия Чухина также посвящено разработке модели гибридной параметрической системы, но уже на примере дворов-колодцев в Петербурге. Как отмечает магистрант, его работа актуальна не только для северных стран, но и для многих исторических центров Европы.
«Застройка здесь часто довольно плотная, что затрудняет проникновение дневного света вглубь дворов и помещений нижних этажей, — отмечает он. — В своей работе я исследую возможность решения этой проблемы и разрабатываю модель системы. Проект предполагает как естественное, так и искусственное освещение, которое увеличит световой поток, дополнит спектральный состав и позволит создавать сценарии».
В ходе стажировки магистранты смогли проконсультироваться с ведущим экспертом по естественному освещению, канд. арх. наук, Ph.D. и руководителем программы «Световой дизайн» в Университете Ольборга Эллен Катрин Хансен. Они добавляют, что работа с зарубежными специалистами помогла не только пересмотреть методы исследований, применяемые в текущих магистерских диссертациях, но и наладить необходимые контакты, которые помогут развивать дальнейшие исследования. Кроме того, в ближайшее время студенты планируют выпустить научную статью в соавторстве с Эллен Катрин Хансен.