Вычислительные мощности

Вычислительные мощности увеличиваются вдвое уже не раз в полтора года, а раз в год. Сейчас все вычисления построены на кремнии, но в будущем это будут квантовые вычисления, и у нас будет не Кремниевая долина, а Квантовая. Сегодня хирурги практически проводят себе в операционные интернет, чтобы загружать МРТ-снимки, историю болезни, и скоро появятся роботы-врачи, которые смогут воспользоваться ресурсами интернета и дать медицинский совет. Сколько сейчас у вас уходит времени, чтобы посетить врача и сдать все анализы? В будущем вы сможете поговорить со своими часами и получить консультацию врача почти бесплатно. То же самое будет с юридическими услугами. Дополненная реальность вместе с доступом в интернет позволит вам смотреть на человека и сразу увидеть всю его подноготную.

Суперкомпьютеры смогут создать самолет, который будет летать со скоростью звука, при этом не создавая звуковую волну. Я потратил 12 часов, чтобы добраться из Нью-Йорка в Санкт-Петербург. В будущем же на это уйдет два часа еще и потому, что будет развиваться индивидуальный воздушный транспорт, он уже есть. Появятся беспилотные автомобили, летающие автомобили. Возможно, нам больше не потребуются личные автомобили, потому что мы сможем брать машину с любого места: они будут сами парковаться и приезжать по запросу.

Индивидуализация всего

Можно будет в контактную линзу поместить устройство, которое будет по часам измерять уровень сахара в крови. Если у вас заболит грудь, вы сможете подойти к зеркалу, рассказать ему о своих проблемах и получить медицинскую консультацию – такие устройства уже разрабатываются. Вы сможете изготавливать себе продукты на 3D-принтерах, такие, какие нужны именно вам. Когда вы придете в обувной магазин, то прямо там измерят вашу ступню и напечатают пару ботинок. То же самое будет с ювелирными украшениями, игрушками и другими вещами. У вас будут разумные стены: вы сможете менять цвет обоев, когда захотите. У нас будет гибкая электроника, она уже есть, и вы сможете сворачивать свои девайсы.

Образование

Если каждый сможет получать всю нужную информацию, просто моргнув и прочитав данные с линз или очков, то как тогда будут проходить экзамены? Старые концепции, нацеленные на запоминание каких-то данных, будут заменены на обучение принципам, образу мышления.

Рынок труда

Технологический прогресс повлияет на рынок труда. Исчезнут профессии, в которых нужно воспроизводить повторяющиеся действия. Посредники тоже исчезнут: бухгалтеры, кассиры, помощники юристов. Хотя сами юристы не исчезнут, потому что именно они представляют дела в суде, общаются с судьей. А вот помощники, которые разбираются с бумагами, выискивают прецеденты, больше будут не нужны – эту работу сможет делать искусственный интеллект. Не уйдут и такие профессии, в которых необходимо пространственное мышление, логика и здравый смысл. Что такое здравый смысл? Откуда вы знаете, что дочка старше матери, что вода мокрая, что, если задеть струны, то они поддадутся на движение? Это и есть здравый смысл. У робота его нет. Если показать роботу стол, то он увидит квадраты, окружности, цвет и текстуру, но он сам не сможет определить, что это стол. Роботы плохо распознают модели и шаблоны. Например, если у вас засорится унитаз, его не сможет починить робот, потому что все унитазы разные. Роботы не заменят садовников, потому что у них нет эстетического чувства. Думали, что роботы заменят мусорщиков. Но и этого не произойдет, потому что роботы не могут отличить мусор от пригодной к использованию вещи. Они не заменят полицейских.

Интеллектуальный капитал – основа экономики будущего

Роботы не заменят все профессиональные области, где нужен интеллектуальный капитал. Это опыт, логика, лидерские способности, творчество, инновационное мышление, общение с людьми. Тони Блэр говорил, что Англия получает больше доходов от рон-н-ролла, чем от угольной промышленности. Почему? Уголь – это товар, а цены на товары меняются, в то время как интеллектуальный капитал имеет стабильную цену. Воспроизвести человеческий мозг очень сложно. Интеллектуальный капитал – это основа экономики будущего. Ко мне приходят и спрашивают, как стать миллиардером? Первое – придите в любую промышленность. Второе – исключите промежуточное звено, то есть посредников. Для торговли, например, это розница. Третье – определите источники отходов и исключите их. Четвертое – оцифруйте все. И тогда вы получите модель идеального капитализма. Сейчас Amazon пытается такое сделать. Кто от этого выиграет? В первую очередь, общество. Цены снизятся. Потому что сейчас действует закон спроса и предложения, но вы не можете сказать, где вас обманывают, где накручивают цены. В новой же экономике вы сможете наблюдать весь технологический процесс.

Технологии в медицине

Сегодня можно заложить определенное устройство в таблетку. Вы ее глотаете, оболочка рассасывается, и в кишечнике у вас появляется мини-камера. С помощью магнита ее можно провести по пищеводу, кровотоку и делать там снимки. Благодаря таким нанороботам можно будет фактически проводить операции внутри органов. Есть такие устройства, которые прикрепляются к раковым клеткам и уничтожают их. С помощью этой технологии уже удалось вылечить некоторых людей. Представьте, что такое рак: возможно, у вас он уже есть в виде нескольких клеток, которые будут делиться, и только через 10 лет вы обнаружите опухоль. А сейчас развиваются технологии, которые могут найти одну раковую клетку из миллиарда здоровых. В будущем вы сможете пойти в туалет, и прямо в унитазе будут установлены сенсоры, которые смогут обнаружить раковые клетки в ваших естественных отходах. В будущем само слово «опухоль» может исчезнуть. Мы сможем выращивать новые органы. Уже сейчас есть технологии по выращиванию уха, мочевого пузыря, трахеи. И эти органы не будут отторгаться, потому что будут выращиваться из собственных клеток человека.

Понимание процесса старения и перспективное бессмертие

Только сейчас мы начинаем понимать процесс старения. Раньше мы не могли понять, почему клетки отмирают. Сейчас же мы понимаем, что это из-за воздуха, кислорода, который приводит к генетическим изменениям в клетках, из-за которых они отмирают. И сейчас мы изучаем, как можно повлиять на гены, чтобы клетка жила вечно. При этом в разных клетках заложены разные сроки жизни. В лабораторных условиях в специальный раствор помещались клетки кожи человека. Они делились по 60 раз и затем погибали. То есть у нас есть встроенные часы жизни. Мы можем остановить эти часы. Есть фермент, который модифицирует клетки так, что они делятся бесконечно – за синтез этого фермента дали Нобелевскую премию. В чем же подвох? А дело в том, что этот фермент также делает бессмертными клетки раковые. Есть и примеры исследований, когда при определенном типе голодания клетки живут на 30 % дольше стандартного времени.

Цифровизация человеческого разума

Создание карты мозга может быть следующим глобальным научным проектом как те, которые подарили миру атомную энергию или расшифровали человеческий геном. Уже сейчас, наблюдая за кровотоками в головном мозге, вы можете проверить некоторые расхожие теории. Например, Фрейд говорил, что мозг отвечает за либидо, эго и подсознание. Тогда считали, что он безумен. Но он оказался прав. С помощью МРТ мы видим, что вся человеческая личность, то есть его эго, подсознание и желания сосредоточены в лобной части мозга. Родители часто считают, что у подростков что-то не так с головой. И это тоже так: у них просто еще не развита как раз эта передняя кора мозга, они не понимают, что такое риск, и делают глупости. Или ученые проверили другую старую легенду, что якобы мужчина, который общается с красивой девушкой, начинает вести себя глупо. Так и есть. Оказывается, во время такого общения кровь уходит с передней части мозга мужчины, и он становится немного умственно отсталым.

Раньше мы не могли все это проверить, но благодаря МРТ мы можем смотреть, как работает мозг во время тех или иных процессов. Так, в будущем мы сможем визуализировать какие-либо образы в нашей голове и распечатывать их на 3D-принтере. Мы сможем распечатывать образы из наших снов. Возможно, это будет даже новая форма искусства. Или мы сможем отправлять нашим друзьям не смайлики, а передавать самые настоящие записанные эмоции, которые получатель сможет загрузить в свой мозг через какие-либо устройства. Может быть, это изменит индустрию кино, в котором нам смогут передавать эмоции героев. Телепатия. Уже сейчас есть прототипы этого явления в виде некоторой радио-телепатии, когда инвалиды могут управлять протезами буквально силой мысли. Мы можем записывать наши воспоминания, что будет полезно людям с болезнью Альцгеймера: они всегда смогут включить чип, который поможет им вспомнить, как дойти до дома, например. Мы сможем загружать память, как в фильме «Матрица».

Создание цифровых двойников

Уже сейчас в Кремниевой долине есть компания, которая за определенные деньги может создать вашего цифрового двойника на основе ваших социальных сетей, данных транзакций с банковской карты и других персональных данных. И они сделают робота, который даже будет говорить немного похоже на вас. Конечно, это только начало. Что будет через десятилетия? Можно будет получить вашу четкую цифровую копию. Вы сможете разговаривать с цифровыми двойниками других людей, например, я бы с удовольствием поговорил с двойником Эйнштейна. Но будет ли ваш двойник вами? Пусть об этом размышляют философы. Но когда мы достигнем этой технологии, в теории мы сможем достигнуть и цифрового бессмертия, когда сознание переместиться в компьютер.

Роботы станут опасны, когда достигнут интеллекта обезьян

Когда будут роботизированными даже ваши автомобили, роботизация проникнет во все сферы жизни. Насколько это опасно? Сейчас у самого продвинутого робота-андроида Asimo интеллект находится на уровне таракана. Если таракана запустить в лес, то он начнет искать убежище, пищу, особь противоположного пола. Если в лес запустить Asimo, то он просто заблудится. Но скоро роботы дорастут до интеллекта мышей, потом крыс, потом кошек и собак. Когда они дорастут до интеллекта обезьян, вот тогда они могут стать опасными. Потому что собака и кошка не понимают, что они отличаются от человека: они воспринимают хозяина как вожака. Обезьяна же понимает, что она – не человек, у нее есть самосознание. И вот когда самосознание появится у роботов, нужно будет предусмотреть механизм их автоматического отключения, если они захотят нанести вред человеку. Но что будет, когда роботы обойдут этот механизм? Это уже проблема XXII века. Думаю, мы совершим слияние с роботами и станем сверхлюдьми. Это значит, что у нас будет аватар, механическая копия нас самих, которая будет контролироваться нами, а мы сами будем внутри компьютера, получим цифровую личность.

Три опасности, от которых может погибнуть цивилизация людей

Первая – это попадание атомного оружия в нестабильные регионы. Сейчас оно начинает туда попадать. Второе – это глобальное потепление. Пока оно не такое сильное, но уже во многих регионах лето продолжается дольше, а таяние ледников затопит многие города. Третье – это вирусная угроза, особенно в случае, когда любой школьник сможет создавать вирусы у себя дома.  Все войны ведутся только между диктаторами, королями. Демократии никогда не вели войны. Поэтому я верю в развитие демократических обществ, чему очень способствует интернет, потому что люди осознают, что они сами могут влиять на какие-то вещи, брать на себя ответственность. Говорят, у технологий нет морали, но я уверен, что развитие технологий может подкрепляться просвещением и демократией.

Что естественно для человека? Вопросы этики будущего.

Природное и естественное состояние человека – это голод. Исследования древних захоронений показывают, что в период Римской империи люди жили не более 35 лет. До Римской империи не доживали и до 30: кости были источены постоянным трудом, ведь все делалось мускульной силой. Люди умирали от болезней. Посмотрим на средние века: там было нормальным сжигать ведьм. Если человек из средних веков переместиться в наше время, он будет очень удивлен тем, что мы не сжигаем ведьм. Поэтому мы позволим демократическим обществам будущего решить, что делать с технологиями и бессмертием человека. Этично ли будет, например, проектировать детей генетически? Пусть будущие поколения решают это. Мы не можем навязать им свою мораль, потому что мы не знаем, во что они будут верить в будущем.