С чего начался проект Limitless Fashion в 2016 году?
Идея пришла к моей коллеге по проекту Валерии. На первом курсе она участвовала в программе «Ты нужен людям!» с проектом «Письмо для друга», связанном с обменом письмами между детскими домами в Ижевске и Павловске. Коммуникацию между подопечными этих заведений устанавливали волонтеры. После того как программа завершилась, Лера продолжала взаимодействовать с детьми из детского дома в Павловске – все они страдают от ментальных или физических нарушений здоровья. Проведя с ними длительное время, Лера поняла, что дети ежедневно сталкиваются с проблемами при одевании. В какой-то момент она решила связать свое дело жизни – дизайн одежды – с желанием помогать. В декабре 2016 года в Университете ИТМО проходил Международный фестиваль социального предпринимательства, в котором участвовали представители США. Необходимо было представить идею проекта перед международной аудиторией, и Лера обратилась ко мне за помощью. Я загорелась идеей и в итоге стала полноценным участником команды. Позднее мы решили принять участие с проектом в программе «Ты нужен людям!».
Что произошло с момента создания стартапа и прохождения добровольческой программы?
За время существования проекта мы разработали три детских комплекта, которые подарили девочкам из Павловского интерната, и базовую коллекцию стильной адаптивной одежды для мужчин и женщин на коляске (эта одежда подойдет и для работы, и для отдыха). Мы получили положительные отзывы, нашли партнёров среди общественных организаций по поддержке инвалидов в Санкт-Петербурге. Также нам удалось провести ребрендинг визуального имиджа проекта – мы разработали логотип и брендбук. Кроме того, проанализировали рынок.
Как вы вписываетесь в повестку модной индустрии для людей с ОВЗ?
Вот уже два года мы создаем одежду, в которой сочетаются мода и комфорт. В первую очередь, мы учитываем пожелания нашей целевой аудитории и принципы, выработанные нами, – простой свободный крой, удобные застежки и детали (например, вставки на рукавах, которые не будут протираться слишком быстро при соприкосновении с коляской). Спрашиваем, что не устраивает людей с ОВЗ в обычной одежде, что им хотелось бы изменить. Например, при создании трех образов, которые мы затем подарили воспитанницам Павловского интерната, мы попросили девочек нарисовать то, какими они видят наряды – так мы поняли их цветовые предпочтения. На основе детских рисунков мы разработали свои эскизы и пошили три комплекта – два платья и блузу с юбкой. Разумеется, мы также учитываем модные тенденции и стилевые предпочтения.
Насколько это дорогое удовольствие – приобрести специальную одежду, предназначенную для людей с ОВЗ?
Цены в магазинах специальной одежды, как правило, завышены. Например, брюки могут стоить в диапазоне от семи до 15 тысяч. Разумеется, не каждый себе может это позволить, поэтому зачастую люди с инвалидностью носят самую обычную одежду. Мы стараемся работать с простым кроем, чтобы минимизировать затраты и время на производство и, таким образом, снизить общую стоимость изделия и приблизиться к ценам масс-маркета. Однако цена всегда неминуемо выше, так как пока мы работаем с индивидуальным пошивом.
Как вы решаете проблему финансирования?
Первая коллекция из трех образов для девочек из интерната была сделана на добровольных началах – мы вложили собственные средства. Затем мы нашли спонсора –друг проекта выделил нам средства в виде частного пожертвования. На эти деньги мы создали коллекцию для взрослых женщин и мужчин, в которую вошли пять образов – один мужской и четыре женских.
С какими проблемами вы сталкиваетесь при создании одежды и при развитии проекта в целом?
Основная трудность связана с расширением нашей команды. Сейчас мы вдвоем выполняем функции дизайнеров и организаторов всего рабочего процесса и сталкиваемся с большим спектром задач – от ведения социальных сетей до поиска спонсирования. Нам необходимы конструкторы, которые помогали бы нам в разработке одежды, а также люди, разбирающиеся в социальных медиа и PR. Другими словами, наша цель – собрать команду из таких же заинтересованных и неравнодушных людей, как мы сами. Еще одна задача, которая сейчас стоит перед нами, – установление прочной связи с целевой аудиторией. Сегодня большинство «колясочников» о нас пока не знают, и наша цель – найти каналы связи с ними.
Расскажи про ваш опыт участия в международном конкурсе от Tommy Hilfiger.
Команда Томми Хилфигера запустила на платформе YouNoodle акселератор для проектов, направленных на положительные изменения в индустрии моды. Когда это случилось, мы очень обрадовались, ведь Томми выпустил коллекцию для детей на колясках – одежда выглядела, как обычная, но с особенными деталями в виде застежек на магнитах и липучках и так далее. На первом этапе участия мы подавали электронную заявку, в которой рассказывали о миссии проекта, о том, какие проблемы он решает, о его социальной и бизнес составляющих. Мы оформили заявку в виде модного журнала, который целиком был посвящен нашему проекту, туда мы включили фотоматериалы и всю информацию. На отборочном этапе определяли лучшие команды со всего мира – мы попали в их число. Участие в этом конкурсе дало нам большой стимул – мы ускорили процесс разработки брендбука, научились находить креативные решения проблемы и получили хорошую строчку в резюме стартапа.
Анализировали ли вы, как за рубежом развит сектор моды для людей с ОВЗ?
Как и у нас, это все-таки точеные проекты. Была коллекция у Хилфигера, опыт канадского дизайнера Иззи Камиллери. Также в США есть маленькие производства удобной одежды для пожилых инвалидов, но они никак не отражают модные тенденции. В целом эта ниша существует и развивается, но нельзя сказать, что за рубежом это происходит лучше или быстрее. Многие иностранцы, которые узнают о нашем проекте, в принципе не задумываются о проблеме одежды для людей с ОВЗ. Мы были рады узнать во время Японо-российского обмена, что при Японском национальном реабилитационном центре (NRCD – National Rehabilitation Center for Persons with Disabilities) проходят показы доступной моды. Мы уже обменялись контактами и надеемся, что эта поездка положит начало нашему сотрудничеству.
Насколько изменилось ваше восприятие людей-инвалидов после того, как вы стали с ними регулярно взаимодействовать? Многие люди при виде человека с ОВЗ испытывают шок, смятение, жалость и другие эмоции, не воспринимая их до конца как равных.
В России проблема неподготовленности населения к взаимодействию с людьми с ОВЗ действительно есть и связана она с недоступностью среды для инвалидов. Общаясь с нашей целевой аудиторией, мы с Лерой не испытываем шока или негативных эмоций. Когда я впервые приехала в Павловск, у меня была боязнь что-то сделать неправильно, как-то обидеть детей. На самом деле это такие же дети, как и все, они также чувствуют теплое отношение к себе и отвечают тем же, они открыты и доброжелательны. Во время стажировки в Японии мы побывали в гостях у девушки инвалида-колясочника. Она показала, как она живет самостоятельно, как она переезжала из специального учреждения в собственное помещение, у нее горели глаза от мысли, что она живет самостоятельной жизнью. Я тогда подумала, у нас одни и те же потребности и заботы. Встреча с этой девушкой очень вдохновила нас с Лерой.
Для съемок наших коллекций мы приглашаем инвалидов-колясочников в качестве моделей. Мы работали уже с двумя и даже подружились. Это активные, позитивные люди, с которыми можно обсудить все на свете.
Что мотивирует вас продолжать работать над проектом?
Во-первых, идея о том, что мода может быть доступной для всех. Мы как люди, для которых важен стиль, много значения придаем идее о том, что одежда помогает раскрыться, выразить индивидуальность и даже понять свой потенциал. Когда тебе нравится то, как ты выглядишь, повышается самооценка и уверенность в себе, становится легче контактировать с людьми. Мода стирает границы: стильный человек и на коляске, и без нее – это одна категория людей.
Вторая причина – благодарное отношение нашей целевой аудитории. Когда мы подарили наряды девочкам из интерната, они были искренне счастливы, до этого момента некоторые из них не носили платья вовсе.
Третья причина – наша команда. Мы мотивируем друг друга, за время работы над проектом мы с Лерой сплотились и стали близкими подругами.
Как вы планируете развивать проект?
В скором времени мы запустим сайт, где будут представлены все наши изделия. Также мы хотим наладить контакт с целевой аудиторией, чтобы лучше понять их потребности. Помимо этого, в планах расширение команды и участие в показах и мероприятиях, способствующих интеграции людей с ОВЗ в общество. Пока что таких ивентов и пространств очень мало. О жизни инвалидов и о них самих мы узнаем через информационные проекты, такие как мини-сериал в рамках Программы социальных инвестиций «Родные города» (ПАО «Газпром нефть») и Программы развития социальных проектов «Ты нужен людям!» (Университет ИТМО) «Энергия позитивных изменений». Если бы они чаще появлялись в массовой культуре – в тех же сериалах, то все мы смогли бы понять, что у этих людей такие же проблемы самоопределения, любви, развития, как и у остальных.