Требования к космонавтам в России ─ самые высокие в мире. В Китае, пожалуй, почти как у нас, а вот в Америке и Европе отбор намного легче. Показательный пример: в наборе российских космонавтов этого года нет женщин. Для сравнения, NASA в прошлом году взяли 12 человек, из них пять женщин – считай, одна треть.
Это связано со многими факторами, в первую очередь, ─ с историческими. Наш «Союз» всегда жестко садился, а космонавты улетали на длительное время. У американцев сложилось наоборот: Space shuttle более удобный, и летали на нем недолго. У них система отбора стала мягче и устоялась такой. А у нас сложилась жесткая система, и не было причин это изменять. Сейчас требования завышены, а пересматривать нормативы не хотят: нужно провести испытания, собрать консилиум – нельзя просто так изменить правила. Это деньги, время – то, чего нет у России.
Если все-таки отважитесь на полет в космос, ваш путь будет зависеть от трех факторов. Во-первых, генетика. К сожалению, у нас очень серьезно отсеивают по зрению, а это во многом генетическая предрасположенность. Принимают людей только с единицей. Небольшая миопия – не судьба полететь. Сейчас в России не пропустят в отряд человека даже с лазерной коррекцией зрения, а в Америке ─ легко. В NASA берут людей со зрением «единица с коррекцией». То есть люди в очках, линзах или после лазерной операции.
Второй фактор – выбор специальности. Комиссия в России считает обязательным высшее техническое образование. В 2012 году на отбор подавали документы ребята-экономисты и юристы, и все были отсеяны.
Наконец, умение мобилизоваться. Если взять срез требований к нашим космонавтам, в Петербурге ни один житель не годен. Живя обычной жизнью, никто не сможет сдать все испытания. Кандидаты готовятся по два года к требованиям по физической культуре: подтягивания, бег и плавание на выносливость, прыжки с трамплином на 3 метра. В 2012 году гайки совсем закрутили, и Анна Кикина, единственная девушка-финалистка конкурса того года, прошла благодаря званию мастера спорта в многоборье.
Другие требования: английский язык на уровне технического вуза, математика, физика на уровне старшей школы, русский язык, компьютерная грамотность, знание истории космонавтики и умение за ночь выучить одну из систем корабля «Союз» и утром ответить. Очень часто приходится сдавать экзамены на большую группу людей. То есть испытуемый сидит в центре аудитории и отвечает на вопросы сорока экзаменаторов.
Интроверт не станет космонавтом, публичность ─ условие профессии. Нужно постоянно общаться со СМИ. Например, космонавт Дмитрий Петелин вечно разъезжает по школам и вузам с лекциями. У нас всего 25 космонавтов, и они постоянно где-то выступают. Из них еще человек 5-6 отказываются выходить на публику, но их никто не трогает – заслуженные военные все-таки. А остальным идет дополнительная нагрузка. Через лет 100-200 мы начнем покорять другие планеты, и космос будет полон космонавтами-интровертами, которые будут сидеть на базах. А сейчас нужно уметь общаться и говорить. Это часть профессии.
Еще нельзя забыть про терпение. Космонавтика ─ долгий бег. В любой момент могут отсечь по здоровью. Показателен пример. В первой четверке космонавтов был Григорий Нелюбов, дублер Титова. Однажды он выпил с друзьями в военной форме и попался патрулю. Начал с ними ругаться в духе «Да я космонавт, а вы кто?». В итоге, такое поведение стоило ему карьеры. В частности, из-за нетерпения и неспособности контролировать себя.
Космонавт не владеет своей жизнью. Сегодня тренировка, завтра прыжки с парашютом, послезавтра дайвинг. Единственная свобода ─ 28 дней отпуска в год.
Если решитесь подаваться ─ ожидайте зарплату в 60 тысяч рублей первые два года. Поначалу астронавты обычно занимаются дополнительной работой или получают второе высшее образование заочно. А дальше идут надбавки и премии: за выслугу лет, за первый полет и так далее. После полета зарплата уходит за 200 тысяч и идет выше.
Если требования или зарплата вас не устраивают, можете стать космонавтом и другими способами. Например, полететь туристом. Суборбитальный полет будет стоить около 300 тысяч долларов. Выйдете в невесомость и увидите Землю по стоимости квартиры в Москве. Можно еще полететь на десять дней на МКС за 50 миллионов долларов.
На самом деле, самая главная проблема, связанная с космосом, для меня - смысловая. Зачем лететь туда? Что мы можем там получить? Когда я был студентом и начал работать в РКК «Энергия» (ведущее ракетно-космическое предприятие в России – прим. редактора), я думал, что ответы на эти вопросы уже есть. Вот, умные люди, они уже все знают и расскажут. И чем больше я узнавал, читал, знакомился с людьми, слушал лекций, тем больше я понимал, что мы не знаем. Оказалось, что человечество просто не дозрело. Фантастика нам пообещала много всего, но в реальной жизни мы не до конца понимаем, чего хотим от космоса.
Помимо Александра Хохлова на ток-шоу «Разберем на атомы» выступил старший преподаватель технического университета Андрей Акатов, который рассказывал, как применяли ядерные технологии в космосе, и редактор издания SpaceWatch.Global Дмитрий Олиферович, который поведал о будущем покорении космоса.