Возможности научно-технологического развития России связаны не только с исследовательским, но и с предпринимательским потенциалом научных сотрудников. На форуме спикеры секции «Технологическое предпринимательство» отметили, что в стране необходимо новое поколение молодежи, обладающее технологическими и предпринимательскими компетенциями, способное создавать и реализовывать самостоятельные бизнес-проекты и коммерциализировать научные разработки.

Участники форума считают, что необходим баланс и эффективная система взаимодействия ученых, инженеров и предпринимательского сообщества для коммерциализации научных разработок за счет координации деятельности и коммуникации между государством, учебными заведениями и бизнесом.

«Жаль, что в России ранее не говорили о технологическом предпринимательстве и не начали этому обучать комплексно, а занимались только факультативно. Сейчас стало понятно, что мы богаты не только сырьем, но и технологическими разработками. При этом большую прибыль способны приносить инновационные компании, которые создают прорывные технологии на внешние рынки», — говорит председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов.

Сергей Борисов. Источник: opora.ru
Сергей Борисов. Источник: opora.ru

Тренд настоящего – предпринимательство в школах

Глава общественной организации «Достижения молодых» Нина Кузнецова отметила, что учителям важно прививать школьникам культуру предпринимательства. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов рассказал, что с 1 сентября 2019 года в регионе вводится обязательная школьная дисциплина по предпринимательству.

«На сегодняшний день мы уже договорились с ведущими вузами о создании базовых кафедр развития предпринимательства. Имеющийся в Ульяновской области опыт я предлагаю в качестве основы для будущей общенациональной программы. Мы планируем, что к 2022 году 100% учащихся в регионе будут получать предпринимательское образование», — сказал Сергей Морозов.

По словам губернатора, главная особенность образовательной программы — практикоориентированность. Для учеников будут проводиться регулярные встречи с предпринимателями, экскурсии на предприятия, а для учителей будут разработаны курсы по преподаванию основ предпринимательской деятельности. Предпринимателями станут не все, но через эти уроки ученики получат возможность повысить финансовую грамотность, представление, как вести бизнес и распоряжаться деньгами, считают участники секции.

Источник: opora.ru
Источник: opora.ru

«Помимо лидеров управления, нужно обучать технологических лидеров. Существует острая нехватка менеджеров, которые продвигают технологии, дают оценку рынку. Прежде всего это повлияет на качество самого бизнеса, поскольку малый бизнес в России преимущественно представлен торговлей, — отмечает Сергей Борисов. — Многие страны начинают говорить про предпринимательство и преподавать его основы еще в школе. Молодое поколение чувствует, что им нужно и мы должны создать свою систему работы с ними и не делать это из-под палки. Нам надо создать свою картину управления этими процессами, фиксируя лучшие практики и распространять их по всей стране».

Техпредпринимательство в университетах

Одна из форм поддержки студенческих бизнес-проектов в МФТИ — это финансирование их из Фонда целевого капитала университета, отметил бизнес-трекер акселератора стартапов «Физтех.Старт» Виктор Степанов. Сам фонд формируется из благотворительных вкладов выпускников. Помимо этого, выпускники МФТИ могут быть менторами проектов студентов или, как Дэвид Ян, проводить лекции и приходить на встречи со студентами.

МГТУ им. Н.Э. Баумана ищет новые формы организации развития предпринимательства в вузе. Одним из решений стал запуск «Школы технологического предпринимательства» («Школтех»), партнером которой является Университет ИТМО.

«Мы стараемся давать те навыки, которым меньше уделяется внимания в школах, колледжах и университетах, — рассказала  исполнительный вице-президент Школы технологического предпринимательства Анна Данилина. — Наша миссия — связывать высокотехнологичные предприятия, бизнес с учебными заведениями. В этом нам помогают наши учредители и партнеры из вузов».

Источник: opora.ru
Источник: opora.ru

По словам Анны Данилиной, особенность «Школтеха» заключается в том, что разработана методология работы с высокотехнологичными кейсами, предоставленными компаниями малого и среднего бизнеса, а также обучение преподавателей работать с компаниями, совершенствовать методику преподавания, учитывая лучшие международные практики.

«Выигрывают те страны, в университетах которых культивируется дух предпринимательства. В западных странах 50% преподавателей из бизнеса, у них можно учиться по-настоящему, — считает Сергей Борисов. — Стратегия “ОПОРЫ РОССИИ” — это идти в учебные заведения и проводить там занятия по предпринимательству».

Ректор университета «Синергия» Юрий Рубин сказал, что предпринимательство в этом учебном заведении дают в качестве обязательного и цельного курса, а не по отдельным практикам. При этом упор в преподавании в отличие от других вузов, делается на изучении конкуренции в бизнес-среде. В «Синергии», например, есть такие дисциплины, как «Конкуренция» или «Стратегии в условиях конкуренции», а сам Юрий Рубин заведует кафедрой теории и практики конкуренции. Сергей Борисов рассказал, что сейчас в больших корпорациях культивируют дух предпринимательства через концепцию Interprenership (внутреннего предпринимательства), где сотрудников учат конкуренции и механизмам предпринимательской активности.

«Необходимо заразить людей конкуренцией в значении “я должен стать лучше, чем другие”. Конкуренция может привести к вложению в инновационные разработки, поскольку 50% конкурентного преимущества — это использование новых технологий», — говорит председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ».

Нина Яныкина. Источник: opora.ru
Нина Яныкина. Источник: opora.ru

Директор Института развития технологий предпринимательства Университета ИТМО Нина Яныкина считает, что в обучении предпринимательству нельзя вводить сегрегацию по возрасту. Также Эдуард Омаров, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», добавил, что важно развивать культуру предпринимательства.

«Начиная с дошкольного возраста, мы должны выявлять таланты к предпринимательству. Например, сейчас мы уже больше года проводим интенсив для школьников Teens in Tech, но пока с прицелом на 9-11 классы, — говорит Нина Яныкина. — С сентября этого года для всех первокурсников мы ввели сквозной модуль по предпринимательской культуре и психологии предпринимательства, через которые мы даем студентам понимание мировоззренческих установок. Такой подход поможет будущим специалистам эффективно коммуницировать не только в роли бизнесмена, но и в роли разработчика, исследователя, технолога, госслужащего, чтобы понимать, какими ценностями руководствуется предприниматель».

Культура интеллектуальной собственности

Эксперты подняли проблему с интеллектуальной собственностью (ИС) в стране. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых отметила, что число заявок на патенты с каждым годом снижается. Эту ситуацию подтвердила Вита Власова, специалист по защите прав интеллектуальной собственности МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«Как у нас есть проблема с культурой частной собственности, так есть трудности с интеллектуальной собственностью, — говорит Нина Яныкина. — Если у нас люди не всегда уважают частную собственность, то о какой культуре в ИС может идти речь. Поэтому через такие проектные школы и дисциплины, как культура предпринимательства, мы развиваем у молодых людей уважение к такому виду собственности».

Источник: opora.ru
Источник: opora.ru

Сергей Борисов подтвердил, что в российских вузах в большинстве есть проблемы с системой защиты интеллектуальной собственности и, соответственно, нет вменяемого оборота от коммерциализации технологий. Также он выделил проблему, что государство вкладывает в НИОКРы больше, чем частный бизнес, хотя должно быть наоборот, при том, что рынок сам ждет инновации.

«У нас только формируется финансовые институты продвижения разработок: слабо развиты посевные инвестиции, инфраструктура создается, но далека от совершенства, слабый спрос на инновации у большинства компаний», — считает Сергей Борисов.

В заключении спикеры добавили, что нет смысла разделять «обычное» предпринимательство и технологическое, поскольку все сферы нашей жизни пронизаны технологиями. Например, весь бизнес так или иначе использует технологические решения для повышения своих продаж. По поводу мнений участников представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в Израиле Марат Капелюшник отметил, что в России произошел большой скачок того, что университеты и общественные организации озаботились развитием предпринимательства.

Источник: opora.ru
Источник: opora.ru

Кроме того, на форуме Президент России Владимир Путин в рамках пленарного заседания предложил продлить мораторий на плановые проверки по госконтролю для малого бизнеса еще на два года, принять закон о социальном предпринимательстве. Также глава государства выделил три приоритетных направления для создания комфортной бизнес-среды: предельно упростить все процедуры создания и ведения бизнеса; расширить доступ продукции небольших компаний на отечественный рынок; совершенствовать практику поддержки малого и среднего бизнеса, работающих в наиболее значимых сферах (высокотехнологичные компании, фермерских хозяйств и социального предпринимательства).

«ОПОРА РОССИИ» — площадка для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества.