Генеральный директор компании Synamon Такэхи Ватару о роли VR в коммуникации «человек-машина», «человек-человек»
Компания Synamon выросла из стартапа, который начал свою деятельность в 2015 году. Миссия компания – создавать оптимальные решения в сфере виртуальной реальности для коммуникаций. Мы считаем, что виртуальная реальность – это коммуникационный инструмент будущего. Если взглянуть на историю промышленных революций с первой по четвертую, мы увидим, что все они приводили к изменениям формата коммуникаций. Важнейшая составляющая четвертой промышленной революции система CPS (Cyber-Physical System, или киберфизические системы), основанная на цифровизации и виртуализации как производства, так и продаж. Инструментом этого процесса является виртуальная реальность.
Основная цель четвертой промышленной революции и Индустрии 4.0 – обеспечить коммуникацию человека и оборудования с помощью интернета вещей и искусственного интеллекта. Когда мы говорим об общении и коммуникации, у всех возникает представление о коммуникации «человек-человек», но на самом деле коммуникация «человек-вещь» и «человек-машина» проявляется на самых ранних этапах человеческой жизни, когда ребенок разговаривает с игрушкой. Если посмотреть, где применяется технология виртуальной реальности, можно увидеть, что во многом для общения. Пример: VR-чаты.
Основной девиз нашей компании: «Виртуальная реальность – это общение». Сегодня мы ведем разработку приложения Neutrans. Созданное приложение – виртуальный мир, в котором люди общаются, однако это приложение еще и решение, которое предлагается для создания собственной виртуальной реальности. Есть три особенности приложения. Первая особенность – оно создает основу для общения. Вторая – оно используется для совместной работы. И третья – это пространство, в котором могут находиться сразу большое количество людей. Сегодня есть промежуточные разработки, которые позволяют использовать это приложение в различных сферах.
Сильная сторона приложения заключается в том, что все внедренные в него разработки – результаты научной деятельности компании (во всех свои продуктах компания использует исключительно технологии собственного производства). Например, благодаря одной из используемых технологий, приложением можно управлять интуитивно.
Мы выделяем три основных преимущества VR: возможность проведения совместных действий на расстоянии, возможность делиться объектами и вещами в 3D-формате, возможность делиться опытом. Мы ведем работу по двум направлениям – RnD деятельность (разработка решений в RnD центрах, которые проводят работу совместно с клиентами) и предоставление клиентам возможности подписаться на сервис и пользоваться им по подписке.
Сегодня клиентами компании являются глобальные производственные компании, которые используют приложение для обучения сотрудников производственной линии и английскому языку. Цель нашей компании – сделать технологию VR такой же общедоступной и ежедневно используемой, как Интернет.
Генеральный директор группы компаний Team AIBOD Co.Ltd. Матсуо Хисато о совместном использовании технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности
Компания была основана три года назад представителями научного сообщества и сегодня специализируется в области искусственного интеллекта. Проект, который мы сейчас разрабатываем, совмещает профессию оценщика и технологию ИИ. Приложение для iPad MEKIKI используется в том случае, если человек хочет продать брендовую сумку или часы, в которых он больше не нуждается. В реальной жизни в таком случае человек относит вещи в условный ломбард, где оценщик производит их экспертизу. Мы же хотим функцию оценщика передать искусственному интеллекту.
Система ИИ фотографирует сумку (или часы), которую пользователь хочет сдать, и на основе фотоматериала оценивает вещь по нескольким параметрам. Сначала ИИ распознает объект (определяет, что перед ним), распознает качество, анализирует оригинальность вещи, после чего переходит к оценке. Приложение включает три функции. Одна из них опознает предмет, вторая часть позволяет оценить качество предмета, а третья часть содержит и накапливает определённое знание, необходимое для вынесения заключения по предмету (Вещепедия). Сумки и часы, в свою очередь, классифицируются по брендам, моделям, дизайну, материалу, цветам, артикулам и прочее.
Чтобы сделать интерфейс приложения удобным, мы используем технологию дополненной реальности. Мы не являемся специалистами в области виртуальной реальности и обратились к этому инструменту исключительно с целью сделать использование наших приложений максимально удобным. Например, в другом проекте речь идет о магазине, в котором не работают люди. Другими словами, платежная касса без персонала, в которую внедрена технология распознавания предмета и определения его цены. Покупатель размещает покупки на панели, камера сверху фиксирует объекты, распознает покупки и выдает общий чек. Сегодня этот продукт находится в стадии разработки. Следующий шаг в нашей деятельности будет сделан в сторону использования технологии виртуальной реальности.
Заведующий департаментом инженерных решений компании Canon IT Solutions Кабуто Масаюки о технологии MREAL
Компания Canon IT Solutions предлагает решения для бизнеса и промышленных предприятий. Мы используем технологию, которая совмещает три вида реальности: дополненную, виртуальную и смешанную, – мы называем это гибридной реальностью. Продукты компании разрабатываются на различных технологиях, в том числе на гибридной реальности, которая дает возможность смотреть сквозь предметы. Эту функцию мы применяем в виртуальных очках. В качестве примера дополненной реальности можно вспомнить разработку, которая была сделана для игры PokemonGo. Виртуальная реальность, в свою очередь, реализуется с помощью компьютерной графики.
Технология MREAL (гибридная реальность)
Мы работаем с технологией с 2012 года – тогда мы запустили ее в коммерческое производство, а с 2018 года стали разрабатывать решения для бизнеса.
Под гибридной реальностью мы подразумеваем совмещение действительности с виртуальным миром. Особенность технологии в том, что ось камеры и ее реальная ось находятся в одной плоскости, поэтому у человека не возникает неприятного ощущения несоответствия (реальный и виртуальный угол зрения совпадают). Мы используем технологию в области сьемки видеоизображения, которая связана с фотографическими линзами и с использованием специальной призмы свободной формы – совмещение этих двух технологий позволило сделать устройство компактным.
Отличие виртуальной и гибридной реальностей в том, что при виртуальной реальности, если человек не держит контроллер, если он протягивает руку и чего-то не ощущает, у него возникает чувство несоответствия между тем, что он видит и что осязает. Кроме того, при виртуальной реальности человек не может посмотреть под ноги и по сторонам, поэтому многие люди испытывают чувство страха, как при клаустрофобии. В случае с гибридной реальностью человек протягивает руку и возникает ощущение, что он берет объект, никаких неприятных ощущений нет.
Для чего предназначена технология? Ее можно использовать на производстве: до того, как начинать работать на реальном оборудовании, человек может обучиться на реалистичной симуляции, тем самым минимализировав ошибки. Возможность осязать – важная особенность, потому что человек может оценить расстояние, на котором находится от него предмет, с которым он работает, может почувствовать этот предмет. Можно не только руками потрогать, но реальный инструмент взять и произвести манипуляции с ним. В виртуальной реальности все последствия манипуляций будут ощущаться, таким образом, совмещается реальная видеосъемка и виртуальная реальность.
Систему можно использовать для презентации товаров. Вторая цель применения – анализ и проверка проекта новой продукции, третья – функция проведения обучения по производству, например, по сборке новой продукции. Четвертая цель – это выбор наиболее оптимального размещения оборудования на производственной площадке. Таким образом, используя систему, можно предотвратить возможные ошибки и проблемы. Сегодня мы получаем отзывы от клиентов, использующих систему, благодаря системе удалось уменьшить количество пробных или тестовых образцов продукции, а также количество доделок существенно сократилось.
Представители японских компаний посетили Санкт-Петербург в рамках проекта «Россия-Япония ИКТ бизнес миссия», организованного при поддержке Министерства Японии по внутренним вопросам и связям, японской консалтинговой компании Skylight Consulting, а также российско-японской консалтинговой компании SAMI. Целью посещения России является поиск лучших стартапов для дальнейшего сотрудничества.