Как вы попали на курс?
Юлия Трушина: В начале этого года мы увидели новость на сайте Университета ИТМО о том, что можно подать заявку на участие в курсе «Дополненная реальность» от университета Оксфорд Брукс. Нужно было заполнить форму, рассказать о своей мотивации, опыте работы с дополненной реальностью, поделиться мотивацией и ждать. Буквально на следующий день мне прислали приглашение и дальше началась история с оформлением визы и документов. Нужно было успеть все сделать
Алена Жигалова: На самом деле, мне кажется, получить визу и оформить документы было сложнее, чем записаться на курс. Нужны было быстро сдать тест на знание английского языка уровня B2, принести множество документов, доказывающих, что ты студент, что ты куда-то едешь, что у тебя есть средства. На самом деле мы не были до конца уверены, что поедем. Я узнала, что мне дали визу, за два дня до вылета. В общем, сидели на иголках и сильно рисковали. Но все это было оправдано — мы поехали в Oxford Brookes.
Расскажите подробнее, в каких курсах вы участвовали?
Юлия Трушина: Курс Augmented reality дает участникам понимание о дополненной реальность с упором на разработку реальных приложений. Его разработал консорциум The Augmented Reality in Formal European University Education (AR-FOR-EU), куда вошли специалисты из пяти европейских университетов: британских Oxford Brookеs и Ravensbourne College, норвежского Molde University College, немецкого RWTH Aachen University, а также Университета ИТМО.
Сами организаторы называют курс «Первой школой дополненной реальности». Он длится три месяца в онлайн-формате для студентов вузов разных стран, а одна неделя проходит в формате очного интенсивного обучения в университете Оксфорд Брукс в Уитли, пригороде Оксфорда. Мы активно занимались в течение недели по четыре пары каждый день — с девяти до пяти. Преподаватели затронули множество областей: всестороннее знакомство с технологией, ее нынешнее использование и будущее применение, особенности человеческого восприятия, способы взаимодействия человека и компьютера, обзор AR-технологий, распознавание маркеров в AR, работа в команде при разработке приложений, создание 3D-модели для использования в AR и многое другое.
Алена Жигалова: Помимо этого, были точечные лекции по 3D-моделированию, анимации, программированию и математике. Кроме сотрудников Оксфорд Брукс, у нас преподавали приглашенные лекторы. Еще в конце недели к нам приехали и рассказали про HoloLens сотрудники Microsoft. В течение всей недели мы могли свободно пользоваться их очками дополненной реальности и исследовать их возможности.
Что еще вам запомнилось в процессе обучения?
Юлия Трушина: Каждого участника курса отсканировали в 3D с помощью специального ПО и камеры, прикрепленной к планшету. В результате мы получили наши 3D-модели с фотореалистичными текстурами. На практических лекциях мы научились с ними работать, исправлять неточности сканирования в геометрии моделей и их текстурах, полностью готовить модели к использованию в дополненной реальности и анимировали себя. Кроме того, мы сделали мобильные приложения, с помощью которых при считывании камерой изображения-маркера появляется анимированная модель. Теперь я всегда могу посмотреть на мою виртуальную копию, танцующую на маркере.
Алена Жигалова: Большим плюсом курсов была возможность работы в командах. Вместе с обучающимися Оксфорд Брукс мы обсуждали идеи различных приложений. Часто устраивали мозговые штурмы, чтобы познакомиться и сломить языковой барьер — местные ребята говорили настолько свободно и быстро, что поначалу за их мыслью было непросто уследить.
Юлия Трушина: Нужно подчеркнуть, что участие в образовательном курсе за границей, где никто не говорит по-русски, – это очень полезный опыт. Ты начинаешь внимательно следить за речью всех, особенно лекторов. В какой-то момент понимаешь, что уже свободно понимаешь все, что говорят. В первый день было очень тяжело, но постепенно ты втягиваешься, и начинает казаться, будто ты всегда разговаривал на английском. «Прокачка» языка – огромный плюс таких курсов.
Вы заметили отличия в образовании в Британии и России?
Юлия Трушина: В Oxford Brookes нет дистанции между студентами и преподавателями. Вместо иерархии и четкого деления на вы и ты — один уровень для всех участников образовательного процесса. И он заметен в самых разных деталях. К примеру, если у нас раздельные столовые, то в Англии ты можешь спокойно обедать с преподавателем за одним столом.
Алена Жигалова: Я попала в очень непривычную ситуацию: сначала сидишь рядом с людьми, общаешься, работаешь в команде, предлагаешь идеи для возможного приложения, шутки шутишь, пьешь чаек, а потом они читают тебе лекцию! И вообще оказываются известными специалистами в своей области.
Обычно мы привыкли, что занятия в России ведут люди с крепкими теоретическими знаниями. В Великобритании же нас обучали практики с опытом работы в различных областях.
Юлия Трушина: Сами студенты отличаются от наших — они очень эмоциональны, свободны, открыты во время лекции. И совсем не стесняются задавать вопросы преподавателям.
Где вы жили в Англии на протяжение недели?
Юлия Трушина: К сожалению или к счастью, нам не смогли предоставить места в общежитии, и мы жили, что называется, в семьях. Я жила рядом с университетом, в пригороде Оксфорда под названием Уитли. Сам кампус был в десяти минутах ходьбы. Семья, у которой я остановилась, была замечательная: очень общительные и заботливые люди, которые с удовольствием рассказывали, куда сходить и что посмотреть, чтобы не терять время и как можно лучше познакомиться с Уитли и Оксфордом. Пару раз они приглашали меня присоединиться к семейному ужину, что было очень приятно.
Алена Жигалова: У меня тоже интересная история. Я жила в самом Оксфорде, у дочери знаменитого местного скульптора Майкла Блэка – Франчески. Она очень доброжелательная женщина. Мы постоянно пили чай и укладывались спать ночью с грелками, чтобы согреться. А в последний день она собрала мне ланч-бокс, как маленькому ребенку, — сэндвич и фрукты.
Кроме меня, в доме жил доктор из Австралии. Вечерами мы устраивали локальный культурный обмен: я рассказывала про жизнь в России, Франческа — про Англию, а Ник — про Австралию. Впрочем, он много где успел пожить за жизнь, в том числе 20 лет в США. Мне он дал такой совет: зарабатывать деньги важно, но нужно и думать, как их тратить. Лучше всего, по его мнению, – на путешествия. Сейчас он думает только о том, как мало путешествовал в свое время.
Чем жизнь в Британии удивила вас больше всего?
Юлия Трушина: Скорее всего, общественный транспорт. В Великобритании обычные рейсовые автобусы — те самые красные, двухэтажные, как в «Гарри Поттере». И едут они тоже с магической скоростью. Нет контроллеров, только водители, кабинки которых оборудованы по последнему слову техники. По всему салону работает Wi-Fi, а в каждом сидении размещен usb-порт. Каждая остановка объявляется, но если никто в салоне не нажмет на кнопку-звонок и на остановке не будет людей, то автобус проедет мимо.
Еще там очень вежливые люди – постоянно говорят «извините», даже когда просто делаешь шаг в сторону в магазине или на улице, уступая дорогу. Все очень дружелюбные, и это довольно непривычно. Каждый человек — прохожий, бегун, водитель машины — здоровался или махал рукой, хотя видел меня впервые!
Побывав в Оксфорде, мне удалось попасть во внутренние дворы нескольких колледжей. Они так величественны! Очень отличаются от привычной архитектуры российских вузов.
Алена Жигалова: Моим самым интересным опытом стала велосипедная экскурсия по Лондону в последние выходные. Гид провел меня и других участников по нетуристическим закоулкам города. Очень интересно было посмотреть на мегаполис с этой точки зрения.
Что вы ожидаете от технологии дополненной реальности?
Юлия Трушина: Уже давно ходили слухи про второе поколение очков HoloLens. В течение недели наш главный преподаватель пытался выведать у представителей компании Microsoft информацию о новинке, а те только улыбались и отмалчивались.
Как оказалось, ждать оставалось недолго — уже на выходных, в конце нашего недельного курса Microsoft официально представил новинку. С новыми очками люди смогут проводить онлайн-беседы с виртуальным аватаром собеседника и управлять 3D-объектами с помощью жестов, прямо как в фильмах. Microsoft надеются, что с более полезными очками девайс начнут чаще использовать в медицине, промышленности, строительстве и других областях.
Алена Жигалова: Второе поколение HoloLens отличает поддержка большего количество жестов и улучшенное качество изображения. Нужно сказать, что сейчас появляется все больше возможностей интерактивных действий в дополненной реальности.
Один из сотрудников Microsoft рассказал нам в Oxford Brookes про особую стратегию компании. Если Билл Гейтс в прошлом веке говорил, что у каждого дома будет свой персональной компьютер, то теперь сотрудники компании ожидают, что спустя несколько лет в каждом доме будут свои очки дополненной реальности. Сейчас технология довольно дорогая и недоступная, но, кажется, в будущем она будет распространена повсеместно. Будет спрос – будет предложение.
У вас есть идеи для собственного проекта?
Юлия Трушина: На последнем брейнсторме, когда участники предлагали и обсуждали идеи приложений, я подумала, что можно было бы перенести в дополненную реальность работу с теми программами, которые касаются 3D-графики. То есть вместо того, чтобы сидеть перед монитором, просто надеваешь гарнитуру дополненной реальности и делаешь то же самое с помощью жестов.
Алена Жигалова: Наши коллеги из Oxford Brookes предложили более развлекательные приложения, вроде игр и читалок в дополненной реальности. Они продолжают курс и сейчас разрабатывают свои решения с помощью HoloLens.
В начале интервью вы рассказали, что оформляли заявку для участия в курсе. Скажите, что вы писали в графах «мотивация» и «опыт работы»?
Юлия Трушина: Я написала про участие в написании методического пособия для образовательного курса по дополненной реальности в московском технопарке и разработке с коллегой собственного приложения, посвященного уникальным музыкальным инструментам. Кроме того, моя дипломная работа на бакалавриате СПбГУ была также посвящена дополненной реальности. Но, как мне кажется, опыт работы в дополненной реальности был не так важен — некоторые ребята участвовали в курсе без большого бэкграунда.
Алена Жигалова: Куда важнее опыта работы была сильная мотивация поехать в Англию, не боясь бюрократических проблем с получением английской визы и желание развиваться в новой сфере.
Юлия Трушина: На деле, если ты умеешь программировать и у тебя есть связь с мультимедиа и 3D-графикой, то уже можешь участвовать в разработке. Поэтому необязательно иметь опыт с AR — достаточно обладать перспективными навыками для работы с ней.
Алена Жигалова: Это новая сфера, и на данный момент в ней не так много специалистов. Поэтому она привлекает к себе много молодых студентов, которые только выбирают свой путь. Можно сказать, что курс Augmented reality в Oxford Brookes работает как популяризация новой сферы разработок.
Поездка стала возможной благодаря Конкурсу финансовой поддержки участия в краткосрочных мероприятиях за рубежом и в России от Университета ИТМО.