Каковы главные особенности магистерских программ в Университете ИТМО? И из каких основных блоков состоит каждая образовательная программа?

Особенность каждой магистерской программы — в сочетании фундаментальной и профессиональной подготовки обучающегося. Фундаментальная подготовка обеспечивается реализацией дисциплин и модулей по иностранному языку, дизайн-мышлению, предпринимательской культуре, цифровой культуре, а также профессионального модуля, создающего основу для профессиональной подготовки по программе.

В современном обществе выпускнику университета необходимо уметь использовать цифровые технологии для удовлетворения как профессиональных, так и индивидуальных потребностей. Поэтому особое место в фундаментальной подготовке магистранта Университета ИТМО занимают дисциплины модуля «Цифровая культура в профессиональной деятельности», в котором наряду с обязательными дисциплинами «Обработка и анализ данных» и «Прикладной искусственный интеллект» присутствуют элективные дисциплины (дисциплины по выбору), обеспечивающие образовательные запросы магистранта.

Как именно учитывается этот образовательный запрос?

В целом, в магистерской программе элективные дисциплины позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию магистранта. Например, в рамках общеуниверситетского модуля магистрант имеет право выбрать одну из трех дисциплин:

  • Мышление;
  • Креативные технологии;
  • Методология управления проектами.

С целью развития Soft Skills, а это навыки, которые сегодня становятся востребованными для специалистов из абсолютно разных областей, обучающийся имеет возможность выбрать одну из шести элективных дисциплин, три из которых преподаются на английском языке:

  • Деловая и научная этика, организация научных исследований;
  • Интернационализация научных исследований;
  • Личная эффективность и управление временем;
  • Переговоры, управление конфликтом и техники влияния;
  • Эмоциональный интеллект;
  • Эффективное управление командой.

Важно помнить, что после выбора обучающимся элективной дисциплины, она становится обязательной для освоения.

Таким образом, поступая на образовательную программу, все магистранты сначала получают общеуниверситетскую фундаментальную подготовку и навыки, которые необходимы им для дальнейшего развития и построения успешной карьеры в будущем. Это именно тот фундамент, который дальше позволяет развивать профессиональные компетенции.

А уже со второго семестра начинается профессиональная подготовка, в рамках которой они могут развить свои профессиональные компетенции в рамках выбранных ими специализаций.

Как осуществляется профессиональная подготовка в рамках магистратуры?

Она обеспечивается реализацией модулей, отражающих специфику магистерской программы и направленных на формирование профессиональных компетенций.

Важно отметить, что и в части профессиональной подготовки у обучающихся есть возможность учитывать индивидуальные образовательные потребности. Происходит это через выбор элективных модулей «специализации». На выбор предлагается не менее двух модулей «специализации», каждый из которых имеет уникальное название.

Специализация внутри предметной области может быть полезной как с точки зрения дальнейшего углубления знаний высококвалифицированного специалиста, так и с точки зрения получения новых профессиональных знаний по смежному направлению подготовки. Например, получив базовое инженерное образование, в магистратуре обучающийся сможет дополнительно специализироваться на управлении в инженерии, а получив базовое биологическое образование, например, специализироваться в биоинформатике.

Когда и как именно студент может выбрать специализацию?

Выбор специализации обучающиеся магистратуры осуществляют в течение первого семестра. Этот выбор основывается на желании углубленного изучения относительно узкого поля профессиональной деятельности в рамках направленности (профиля), обеспечивающего необходимый конкурентоспособный уровень квалификации выпускника на отечественном и мировом рынках труда, предназначенный для выполнения обобщенных трудовых функций на соответствующей должности. Здесь мы можем говорить уже о конкретной ориентации на выбранную профессию.

Запись на специализацию может осуществляться либо на основе свободного выбора, либо в результате конкурсной процедуры, направленной на отбор претендентов (в том случае, если количество мест на специализации ограничено). Следует отметить, что так же, как и в случае с элективными дисциплинами, после выбора обучающимся соответствующего модуля «специализации», набор дисциплин, входящий в его состав, также становится обязательным для освоения.

Весь спектр специализаций становится доступен для магистрантов во время первого семестра. Его можно посмотреть в личном кабинете в ИСУ. Там показаны как названия специализаций, так и набор дисциплин, входящих в каждую из них. Поэтому обучающийся имеет возможность самостоятельно изучить всю информацию и сделать осознанный выбор, руководствуясь своими профессиональными интересами и приоритетами. Выбор специализации осуществляется также через ИСУ.

Алия Багаутдинова
Алия Багаутдинова

Вы уже упомянули о формировании индивидуальной образовательной траектории. Какими еще возможностями в этом плане может воспользоваться студент?

Формирование индивидуальной образовательной траектории магистранта происходит и на основе использования массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), размещенных на специализированных платформах (например, Coursera, OPENedX, российская Национальная платформа открытого образования и так далее). Соответственно, если обучающийся успешно изучил дисциплину в рамках онлайн-курса и получил сертификат, то ему, при согласовании с преподавателем и руководителем образовательной программы, могут зачесть ее в рамках его образовательной программы.

Кроме того, формировать свою траекторию развития можно благодаря образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, и академической мобильности, а также курсам, модулям и программам дополнительного образования, факультативным дисциплинам. Студент может выбрать курс или модуль, изучить его, сдать зачет или экзамен, а после согласовать с преподавателем возможность и порядок зачета результатов обучения. В нормативной базе университета есть соответствующие Положения, регламентирующие данные процессы.

В случае с программами академической мобильности все происходит следующим образом: отправляясь на обучение в зарубежный вуз, студент согласовывает с руководителем программы условия поездки – сроки, дисциплины, которые он будет изучать в рамках обучения, а также формирует индивидуальный план. После этого возможен зачет изученных в вузе-партнере дисциплин непосредственно в Университете ИТМО.

В Университете ИТМО реализуются разные типы магистерских программ, в том числе, например, международные и совместные образовательные программы. Какие возможности они дают студентам?

Программы, которые имеют статус международной образовательной программы (МОП) и совместной образовательной программы (СОП), дают магистрантам особое конкурентное преимущество на рынке труда.

Поступление на магистерскую программу, которая реализуется на английском языке (МОП), позволяет не только улучшить знания иностранного языка, разговорного и письменного, но и создает большее количество предложений, где можно применить свои профессиональные умения уже после окончания магистратуры. В процессе обучения на МОП обучающимся предлагается широкий спектр стажировок и возможностей обучения у зарубежных ученых как в Университете ИТМО, так и в вузах-партнерах.

Совместная образовательная программа (СОП) также может реализовываться на английском языке, если не полностью, то, по крайней мере, в части специализации, и обеспечивает магистрантов возможностью приобретения дополнительного академического и культурного опыта, чаще всего за рубежом, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда. Более того, после завершения такой программы выпускники получают либо два диплома каждого из вуза-участников, либо приложение к диплому с указанием объема изученных дисциплин в вузе-партнере.