Алена Ротару, выпускница магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем»

Свой первый международный опыт я получила еще на первом году обучения в магистратуре Университета ИТМО, отправившись на семестр в Университет Эйндховена, затем училась в Таллинской летней школе. Так что поездка в Финляндию стала для меня очередной ступенью профессионального развития.

Курс «Inclusive Design and Accessability in ITC» был посвящен активно развивающейся в США и Европе теме — accessability. По словам преподавателей (Маркку Тапио Хаккинен и Хелен Тереза Салливан  — прим. ред.), в Америке сейчас открыто большое количество вакансий на должность accessibility engineer. Крупные компании заинтересованы в том, чтобы их продукты были доступны всем. При этом людей, обладающих знаниями в этой области, не хватает, как и образовательных программ по этой теме. Так что курс в некотором смысле можно назвать уникальным.

Маркку Тапио Хаккинен на конференции International ITMO Accessibility Days
Маркку Тапио Хаккинен на конференции International ITMO Accessibility Days

Мне школа дала в первую очередь новую порцию мотивации. Особым вдохновением стали научные исследования лекторов с нарушениями зрения, потому что после общения с ними ты окончательно убеждаешься: главные ограничения — не в физических возможностях нашего тела, а в нашей голове.

Помимо лекций, мне запомнилась удивительная, гармоничная природа Финляндии, а благодаря местным ребятам я услышала современную финскую музыку, она невероятная. Не думала, что финский язык может так красиво звучать.

Курс я бы посоветовала бакалаврам и магистрантам, чьи работы связаны с проектированием информационных систем и интерфейсов для людей с ограниченными возможностями. Потому что в рамках обучения можно понять, как создать то, что будет не просто работать, а по-настоящему помогать людям.

Алена Ротару
Алена Ротару

Полина Белимова, инженер Центра юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО

Тема юзабилити, с которой мы работаем в центре, и тема accessibility, которая была представлена на этом курсе, очень близки. Accessibility — это доступная среда для людей с разными возможностями, которая затрагивает в том числе дизайн девайсов и устройств.

Сам курс рассчитан на неделю, занятия продолжались с 13:00 до 17:00 каждый день, а после них начиналась культурная программа. Мы ходили в сауну, ездили с экскурсией на остров, плавали на каяках. Каждый день был чем-то наполнен, а главное — у нас была возможность пообщаться с иностранными коллегами.

В этом году программа была скорее теоретической — по итогу школы нам нужно было представить идею или проект. Я рассказала о разработке, которой сейчас занимается наш центр. Если коротко, речь идет об универсальном графическом языке для коммуникации людей с разными возможностями: с дислексией, аутизмом и так далее. А вот в следующем году курс планируется сделать с большим уклоном в практику, чтобы все участники коллективно работали над реализацией конкретного проекта.

Полина Белимова (слева) на конференции International ITMO Accessibility Days
Полина Белимова (слева) на конференции International ITMO Accessibility Days

Отдельным достижением для меня стало то, что мне удалось лично обсудить нашу задумку с преподавателями — они очень открытые люди, которые с радостью идут на контакт. Более того, мы даже планируем некоторые совместные проекты, связанные с универсальным языком.

После курса Маркку и Хелен приехали в Санкт-Петербург как туристы, но, несмотря на это, согласились провести для нас лекцию по accessibility в Университете ИТМО. На нее пришли люди, которые занимаются инклюзией, логопеды, специалисты из разных центров по альтернативной коммуникации, а также студенты.

В целом летняя школа и курс мне очень понравились — не только образовательной и культурной программой, но и общением с преподавателями. Тем более, мы занимались полезным и важным делом, потому что мир должен двигаться в направлении доступности, когда речь идет о создании интерфейсов и новых технологий, в целом.

Университет города Ювяскюля — третий по величине вуз Финляндии, основанный в 1863 году, в нем обучаются студенты как гуманитарных, так и технических специальностей. Университет представлен шестью факультетами и четырьмя независимыми институтами. Кроме этого, в университете есть Центр прикладных языковых исследований, Школа бизнеса и экономики, а также Школа повышения квалификации педагогов. В 2013 году в рейтинге лучших вузов мира QS Quacquarelli Symonds университет Ювяскюля занял 299 место. По данным 2018 года, в университете проходили обучение более 14 тысяч студентов, из которых около 900 — иностранцы.