Эльдар Ихласов встретил нас в футболке с логотипом Lego на пороге одного из своих клубов, расположенного около станции метро «Удельная». В просторной светлой комнате клуба стоят ноутбуки, коробки с инструментами, детские наборы для занятия робототехникой. За его спиной мерно шумит детский учебный 3D-принтер, разработанный его партнером, выпускником Университета ИТМО Станиславом Пименовым.

«На самом деле я никогда не думал, что открою такой клуб, — вспоминает Ихласов. — Я учился в Москве на инженера, но потом работал менеджером. С детской робототехникой я познакомился уже после переезда в Петербург, когда повел своего сына, ему тогда было шесть, в Аничков дворец (Дворец творчества юных, — прим. ред.) выбирать кружки. Увидели такое направление, как робототехника, слово «робот» сразу зацепило, ведь роботы нравятся, пожалуй, каждому ребенку. Уже в первый год сын пошел на соревнования и занял второе место в городе. На соревнованиях я познакомился с его педагогом и спросил, как влиться в это все, мне тоже захотелось! Я прошел онлайн-курс Сергея Александровича Филиппова по робототехнике, образование инженера помогло в этом, и вот, два года назад решил попробовать открыть кружок».

Для старта Эльдар выбрал новый жилой район Парнаса из расчета, что там было много молодых семей с детьми. Искал помещение в интернете, читал книги по ведению бизнеса.

Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети
Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети

«Было очень страшно, я ничего не знал, читал много статей. В них было про рейдерские захваты и многое такое, но оказалось, что все не так страшно – можно справиться, есть есть план», — вспоминает он.

Поначалу все шло как по маслу – реклама и бесплатный месяц занятий привлекли более восьмидесяти учеников. Но вскоре Эльдар понял, что все не так просто. Бесплатный период закончился, и из 80 детей в кружке осталось лишь немногим более 10. 

«Я схватился за голову, думал, как мне оплатить аренду, как делать рекламу. И это при том, что я все делал сам – готовил курсы, занимался маркетингом, приходил домой в одиннадцатом часу вечера, почти не видел семью, а у меня тем временем родился второй ребенок. Было очень тяжело, когда были новогодние каникулы, и всем было не до робототехники, были мысли все бросить. Что помогло тогда? Семья поддерживала, а еще вера в то, что это дело перспективно. И еще я узнал о новых микроконтроллерах, с помощью которых можно делать практически любые проекты, я увлекся этой темой и решил не только не заканчивать, но и купить 3D-принтер в мой кружок», — рассказывает Ихласов.

Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети
Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети

Второе дыхание 

Взяв денег в долг у родственников, Эльдар начал искать подходящий 3D-принтер для занятий с детьми. Ввел в поисковике словосочетание «Детский 3D-принтер» и натолкнулся на разработку инженера из Университета ИТМО Станислава Пименова.

«У него был офис на пятом этаже Университета ИТМО, на Биржевой линии. Первое же впечатление от Университета было очень крутое, атмосфера как та, что описывается в книгах про Apple и Google. Я побывал на нескольких открытых лекциях, никто не спрашивал, кто я и зачем здесь. Познакомился со Стасом, предложил сотрудничество, он взял на раздумья где-то полгода», — продолжает Ихласов.

С приходом нового партнера, парни смогли открыть второй, уже совместный кружок в сентябре.

«Изначально я хотел открыть только одну дополнительную площадку. Я еще не знал, согласится ли Стас быть моим партнером, поэтому параллельно искал другие варианты открытия второго клуба.  В этот момент я еще вел занятия на площадке одной знакомой, и она предложила арендовать у нее часть помещения – так получилось открыть сразу два новых клуба. Деньги на открытие клубов брали в кредит. А в декабре открыли еще один, и это был наш первый неудачный опыт. Не угадали с площадкой: за полгода туда набралось только 10 детей и ее пришлось закрыть», — вспоминает он.    

Впрочем, несмотря на эту неудачу, партнеры смогли закончить прошлый год успешно, к ним стали ходить больше 200 детей. Это позволило открыть еще две площадки к началу этого учебного года. Правда, признается Эльдар, вернуть все долги и кредиты им пока не удалось – оборудование каждого клуба стоит около 600 тысяч рублей.

Летний лагерь GoRobo. Источник: социальные сети
Летний лагерь GoRobo. Источник: социальные сети

«У нас тут группа молодых технарей»

 Как признается Эльдар, сам процесс обучения детей покорил его с первого занятия.

«Первый урок был большим стрессом, я волновался – пришли дети с родителями. Но та энергия, которую давало это волнение, перекрыла все, и в результате получилось хорошо. В тот день я понял, что это то, чем я хочу заниматься в жизни», – говорит он.

Как считает основатель GoRobo, именно атмосфера выделяет его клубы во множестве других государственных и частных кружков робототехники. И именно она привлекает к нему новых учеников.

«У нас тут такая группа молодых технарей – я в детстве читал только фантастические книги, смотрел фантастические фильмы, мне нравилось, что мы можем создавать будущее своими руками, и нравится, что мы учим этому детей. Обычно в других кружках сложные курсы, рассчитанные на подготовку к олимпиадам, что у многих отбивает желание. Мы не то чтобы программу упростили, но добавили туда фана», — рассказывает он.

Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети
Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети

При этом клубы выставляют своих учеников на городские соревнования – стену класса на Удельной украшают многочисленные дипломы и грамоты за победы на турнирах по робототехнике.  

«Самый мой любимый момент в обучении, когда дети добились чего-то. Я сам вожу детей на соревнования, и когда они, еще полгода назад ничего не знавшие, выигрывают городские соревнования, это просто гордость для меня. Я сходил на множество соревнований со своим сыном, до того как открыть клуб. Уже тогда знал, кто организует соревнования, какие есть сильные преподаватели, я учился у них, просил рассказать мне, как побеждать, и многие делились», — делится предприниматель.

Помимо сборки спортивных роботов, для футбола, сумо, езды по линиям, ученики знакомятся с основами физики, изучают те или иные узлы и агрегаты, учатся работать на 3D-принтере, моделировать корпус будущего робота, паяют, собирают схему, программируют.  Старшие ученики, пройдя эти азы, сами создают роботов.

Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети
Детский клуб робототехники GoRobo. Источник: социальные сети

«У нас есть ученик Федор, ему 14 лет. Он с нуля придумал шагающего робота, собрал схему, подключил четыре сервопривода, напечатал корпус на 3D-принтере. Начал думать, как сделать его шагающим – сделал квадратный корпус, но там детали цеплялись друг за друга, доработал, потом ножки получились слишком короткими, пришлось заново переделывать и печать на 3D-принтере. Очень сложно было программировать движение, чтобы он мог шагать. И вот он год переделывал, пока не сделал шагающего робота», – с гордостью рассказывает Эльдар. 

Акселератор Университета ИТМО

В течение последнего года GoRobo являются резидентами Акселератора Университета ИТМО. По словам Эльдара, он очень благодарен за помощь в освоении приемов маркетинга и СЕО-продвижения, за способы экономии рекламного бюджета, советы по стратегии развития.

«Кроме того, резиденты Акселератора часто ездят на выставки и на всякие крупные мероприятия, в которых участвуют правительства города и страны, где проходит много полезных лекций и представляются проекты, которые успешно работают в реальном мире, – добавляет он. – Мы были на Инновационном форуме, Предпринимательском форуме и других событиях. Это сильно расширяет кругозор, мы видим ребят, которые занимаются примерно похожим делом. Можем встретить там инвесторов, правда, пока ни с кем договориться не удалось, но переговоры идут».

GoRobo
GoRobo

Кроме того, добавляет основатель GoRobo, участие в проекте поднимает статус компании.

«Это позволяет подчеркнуть причастность к Университету ИТМО. Само слово “ИТМО” уже внушает доверие родителям. Если мы причастны к авторитетному петербургскому вузу, для родителей это уже большой плюс», – объясняет он.

Планы на будущее

Компания готовится к открытию шестой образовательной площадки. Сам Эльдар признается, что при нынешней структуре компании это предел возможностей. Поэтому сейчас партнеры решили сосредоточиться на том, чтобы открыть свою франшизу. На подготовку всего необходимого они взяли год.

«У нас сейчас есть понимание, что от чего зависит в этом бизнесе, у нас кружки в нескольких районах города, мы можем сравнивать районы, много попробовали в маркетинге – своих шишек набили достаточно, поэтому понимаем, как оптимизировать маркетинговый бюджет, как выбрать помещение», – поясняет он.

Однако, даже если франшиза станет популярной, сам Эльдар из преподавания уходить не собирается. По его словам, хотя бы один-два дня в неделю он хочет проводить в классе с детьми, которым будет рассказывать о робототехнике и следить за их дальнейшими успехами.

«Очень хотелось бы, чтобы кто-то из наших ребят стал настоящим ученым или инженером. Я надеюсь, что когда-то мы придем в крупную технологичную компанию, и там нас встретят бывшие ученики», – говорит Эльдар в завершение.