Всемирная олимпиада роботов WRO-2019 проходила в городе Дьёр с 8 по 10 ноября. Главной темой соревнований этого года стали «Умные города» — новые концепции, идеи и технологии, которые «помогут строить города будущего и изменят существующие формы повседневной жизни». В рамках общей концепции робототехники могли предлагать разработки в области «умного» образования, «умного» рабочего места, а также другие инновации в области интеллектуального управления.
Cборная творческой лаборатории робототехники при мегафакультете компьютерных технологий и управления Университета ИТМО завоевала серебряные медали в творческой категории (старшая группа), получив по итогам соревнований 164.78 балла. Первое место у команды из Индии (168.50 балла), на третьей строчке оказались робототехники из Казахстана (158.83 балла). Всего в старшей группе творческой категории выступали 34 команды. Ознакомиться с более подробными результатами соревнований можно в итоговой таблице турнира.
На WRO-2019 Университет ИТМО представили чемпионы международных соревнований по робототехнике, первокурсники ИТМО Даниил Нечаев и Левон Погосов. Над проектом также работал еще один воспитанник Лаборатории молодежной робототехники Дмитрий Харлапенко, который не смог присутствовать на финале турнира в Венгрии. Тренерами команды выступают Игорь Лосицкий и Евгений Заварин. Проект творческой лаборатории реализуется совместно с Президентским физико-математическим лицеем №239.
Команда представила на соревнованиях проект LEGO Education Helper — «умный» стол с лампой, который убирает себя сам. Ранее этот проект стал лучшим в творческой категории старшей возрастной группы на Всероссийской олимпиаде роботов в Иннополисе, после чего команда завоевала путевку в Венгрию.
Внешне LEGO Education Helper представляет собой школьную парту с настольной лампой. Однако лампа не только светит, но и является роботом-манипулятором, который способен аккуратно собрать предметы со стола и рассортировать их по разным секциям специального бокса. С помощью нейросети робот классифицирует разбросанные по столу детали и на основе этой информации выбирает нужный сектор. Захват мелких деталей осуществляется с помощью специального вакуумного робототехнического гриппера, который представляет из себя воздушный шарик с молотым кофе. Такой способ захвата позволяет мягко обволакивать мелкие детали разной формы и поднимать их за счет вакуума.
Еще одна часть проекта — робот-ластик, который передвигается по школьной доске позади парты. В зависимости от заданных параметров он способен самостоятельно идентифицировать надписи на доске, которые нужно стереть.
Как отмечает Игорь Лосицкий, первоначально на разработку проекта у команды ушло примерно два месяца. Однако после Всероссийской олимпиады в Иннополисе проект был существенно доработан.
«Проект сильно изменился в лучшую сторону. Как мы и задумывали, наша лампа приняла форму знаменитой настольной лампы анимационной студии Pixar, образом которой мы вдохновлялись изначально. Кроме того, система стала более эффективной. И даже многие на олимпиаде подходили к нам и говорили, что хотели бы приобрести такую систему себе», — рассказывает тренер команды.
На презентацию проекта, по правилам соревнований, отводилось пять минут, в течение еще пяти минут команда отвечала на вопросы жюри. За это время участникам нужно было не только понятно и доступно рассказать о разработке, но и сделать это в творческой форме.
Всемирная олимпиада роботов (World Robot Olympiad, WRO) — это международные соревнования для школьников и студентов в возрасте от 10 до 21 лет. Турнир проводится с 2004 года. Ежегодно в олимпиаде участвуют более 2000 талантливых ребят. В финале принимает участие 424 команд из 73 стран.
Россию на соревнованиях представлял 41 участник из девяти регионов. Это 13 команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Миасса, Нижнего Тагила, Раменского, Мытищ, Магнитогорска, Новочебоксарска и Иннополиса. Российские команды боролись за медали во всех четырех категориях — «Основная», «Продвинутая», «Футбол роботов» и «Творческая».