Международная неделя социального предпринимательства в Университете ИТМО — это проект, основанный на многолетнем партнерстве Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, Университета прикладных наук Западной Швейцарии и Университета ИТМО. Он является логическим продолжением Международного фестиваля социального предпринимательства IFSE, но значительно расширяет образовательную составляющую.
В течение недели участники команд посещали лекции, мастер-классы, делали мини-доклады о социальном предпринимательстве в своих странах, а также посещали социальные предприятия Санкт-Петербурга. Это был музей «Мир на ощупь», в котором зрячие люди могут примерить на себя роль слабовидящих членов общества, понять, как они живут и ориентируются в пространстве, как воспринимают окружающий мир. Следующее пространство — проект «Легко-легко», который помогает различным инклюзивным мастерским реализовывать их продукцию. Последним предприятием стало инклюзивное кафе «Огурцы», где работают люди с ОВЗ.
«Я думаю, что социальное предпринимательство — это важная часть общественной жизни вне зависимости от страны. Я счастлив быть частью нашей команды, помогать ребятам, которые уже несколько лет работают над программой помощи для ветеранов войн. На мой взгляд, международная неделя социального предпринимательства — это отличная возможность для студентов каждой страны узнать, как это может работать иначе, какие еще есть рычаги и вариации в этой сфере. Социальное предпринимательство оторвано от национальных идей, оно учит думать не только о себе, и в этом диалоге мы можем быть не просто русским, американцем и швейцарцем, а в первую очередь людьми — одной большой семьей человечества», — поделился своим мнением преподаватель Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе Арчи Ли Холтон.
За то время, пока участники разных команд знакомились, обсуждали свои идеи и принципы работы социального сектора в их странах, стало очевидно, как сильно отличаются эти механики. Даже если рассматривать состав групп: в России — это студенты из волонтерского центра ИТМО, в США — предприниматели, члены местного акселератора, в в Швейцарии — профессиональные социальные работники.
«Это действительно интересный опыт, потому что у наших стран абсолютно разный подход к социальному предпринимательству. По моему мнению, для американцев это в первую очередь возможность заработка и только затем социальный конструкт. В нашем случае с точностью наоборот: для нас первостепенна идея — социальная проблема, а то, сможем ли мы на этом заработать, — не столь важно. Россия же в этом вопросе находится где-то посередине: важную роль играет и помощь, и финансовая составляющая. Но, в любом случае, полезно встретиться с совершенно иными подходами, потому что мы многому можем научить друг друга. Например, американцы могут поделиться тем, как за счет социального предпринимательства получать доход, а представители ИТМО готовы рассказать, как наладить работу волонтерского центра», — рассказал преподаватель Университета прикладных наук Западной Швейцарии Эммануэль Фриде.
Коллега Эммануэля Фриде, второй преподаватель швейцарской группы Бенуа Реневи, подчеркнул, что волонтерское движение в России вызывает особый интерес их группы. Потому что в Швейцарии очень мало добровольцев задействованы в социальном предпринимательстве, по большей части их место занимают квалифицированные социальные работники.
Проекты иностранных команд
Разница в подходах, в свою очередь, ярче всего отражается на тех проблемах, которые рассматривают иностранные группы.
«Американские проекты нацелены на заработок. Они исходят именно из того, что у предприятия должен быть профит. Но здесь важно разделять понятие социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности, потому что для наших реалий их идеи скорее подходят под второе. Если разобраться, то в случае корпоративной социальной ответственности прямая деятельность компании может быть не связана с социальной сферой, но организация реализует отдельные проекты в этом направлении, а социальное предпринимательство — это все-таки алгоритм заработка на снижении остроты социальных проблем. Когда мы говорим о швейцарцах, то нужно понимать, что они больше всех независимы от материального вопроса, потому что государство предоставляет им полную финансовую поддержку. Так что заработок для них — это скорее дополнительная опция, нежели цель. Опять же, перекладывая эту систему на российские рельсы, мы бы назвали такой подход работой третьего сектора, то есть некоммерческих организаций. Что до наших проектов, то мы, как и швейцарские команды, в большей степени нацелены на реальное желание изменить что-то в социальной сфере, но из-за того, что получить материальную поддержку в России сложнее, мы вынуждены думать и о деньгах», — объяснил специфику различий между социальными предпринимателями трех стран Юрий Купоросов, менеджер управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО.
Идея студентов Университета Калифорнии заключается в социальной реабилитации ветеранов военных действий США.
«Многие ветераны не имеют своего жилья. Кроме того, они нередко страдают рядом психологических болезней, таких как посттравматический синдром, и шансов вернуться к прежней жизни самостоятельно у них очень мало. Мы хотим создать такой центр, в котором ветераны смогут получить кров, поддержку и профессиональную помощь специалистов, в том числе медиков и психологов. Таким образом, отстраненные от социальной жизни люди смогут вернуться в эту среду и заново строить свою жизнь», — рассказал студент Университета Калифорнии Мэтью Гонзалес.
Швейцарию на международной неделе социального предпринимательства представляли три команды, две из них работали в коллаборации, создавая общий итоговый проект.
Идея первой команды Университета прикладных наук Западной Швейцарии — это центр взаимодействия двух оторванных друг от друга поколений — подростков и пожилых людей.
«В наших реалиях пенсионеры и тинейджеры практически не коммуницируют, в том числе из-за того, что это разные сообщества, со своими ценностями и образом мыслей. Молодежь — это информационное поколение, которое не выпускает из рук гаджеты, хорошо ориентируется в социальных сетях и медиа, но достаточно плохо понимает законы обычного материального мира. Мы думаем, что, создавая совместные мероприятия для этих групп, подростки смогут научиться таким базовым вещам, как приготовление еды, ответственное отношение к работе, они также смогут попросить какой-то совет у более опытного человека. Для пожилых людей коммуникация — это возможность в первую очередь поделиться своим опытом и приобрести новые знания о современном мире», — описал идею проекта студент Университета прикладных наук Западной Швейцарии Рубен Диас.
Второй коллектив, состоящий из двух команд студентов Университета прикладных наук Западной Швейцарии, обозначил свою идею как создание волонтерского центра наподобие того, что есть в Университете ИТМО. Это должно быть пространство, где студенты смогут обучаться подобной работе, выбрав интересное для них направление — от социальной помощи тяжелобольным или приютам с животными до защиты экологии. Первым мероприятием будет большой ивент, посвященный охране окружающей среды с ярмаркой и творческими коллективами, в том числе с людьми с ОВЗ — там студенты смогут познакомиться с волонтерским центром, получить о нем подробную информацию и вступить в ряды добровольцев.
Университет ИТМО представили три команды с проектами «Праздник детям», «#Всети» и «Buddy System».
#ВСети — это проект по обучению пожилых людей работе со смартфонами и мобильными приложениями. Он начал реализовываться весной 2019 года совместно с АНО «Серебрянный возраст» на бесплатной основе. После этого авторам идеи начали поступать запросы от библиотек и коммерческих организаций с просьбой провести аналогичные курсы.
Авторы проекта «Праздник детям» нацелены на то, чтобы дарить радость и улыбки тем малышам, которые в настоящий момент лечатся в клиниках. В рамках этой инициативы для детей организуются концерты, мастер-классы и спектакли.
Проект «Buddy System» реализуется в самом Университете ИТМО. Его главная цель — обеспечить взаимодействие между иностранными и российскими обучающимися. В рамках программы к зарубежным студентам, приезжающим по обмену, прикрепляются российские студенты-тьюторы («buddy»).