Дорога в большую науку 

Расскажите, на каком направлении вы учились и почему выбрали именно его.
 
Я с медалью окончила школу, получила хорошие баллы за ЕГЭ, поэтому у меня была полная свобода выбора университета и специализации. Я выбрала ИТМО, инженерно-физический факультет, кафедру квантовой электроники и биомедицинской оптики. Сейчас этого направления уже нет. Но на тот момент мне казалось очень интересным изучать то, как лазеры применяются в биологии и медицине.
 
Когда вы поступали в университет, то уже думали о карьере ученого?
 
Нет. Мне кажется, что в 17 лет мало кто серьезно размышляет о будущем. Ты просто поступаешь куда-то и всё. Я не планировала стать ученым, для меня было важно, чтобы моя будущая работа была интересной. В итоге под этот критерий подошла именно научная деятельность. 
 
Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

 
Какими были ваши первые шаги в науке?
 
В университете нас со второго курса привлекали к исследовательской деятельности, уже тогда мне это нравилось. На 4-ом курсе я поинтересовалась у своего научного руководителя профессора В.Ю. Храмова, где еще можно попробовать себя и решать актуальные научные задачи. Он порекомендовал обратиться к профессору А.В. Баранову, который работал с профессором А.В. Федоровым в Центре «Информационные оптические технологии» (ЦИОТ). Этот центр был основан на лабораториях, приглашенных из ГОИ им. С.И. Вавилова.  На тот момент они набирали к себе молодых ребят, мы пришли совсем «зелеными» студентами, но нас всё равно взяли. Там было очень интересно: новое оборудование, актуальные исследовательские проекты и планы на будущее. Я решила продолжить свою карьеру в этой лаборатории, где работаю по сей день. 
 
То есть вы учились и работали с одними и теми же людьми?
 
Да. Специально для нас сделали магистратуру, добрав еще несколько человек. В итоге у нас получилось супер-эксклюзивное образование для пяти студентов. С каждым профессором мы встречались каждый день на работе. У нас были очень хорошие отношения: мы были не просто студентами и профессорами, но и коллегами.

Работа в России и за рубежом

А когда вы начали свою педагогическую деятельность?
 
На какое-то время я выпала из работы из-за рождения ребенка, и на кафедре мне предложили начать вести курс «Введение в физику твердого тела» для студентов бакалавриата по недавно открытому направлению. Почти два года я работа в гибком режиме, большую часть времени занимаясь уже не наукой, а преподаванием. 
 
Сейчас вы преподаете еще и за рубежом. Насколько сложно это делать на английском?
 
Поначалу мне было очень страшно. Но признаться, мне первое время и в ИТМО было страшно преподавать. Думаю, нормально испытывать страх, занимаясь новой для себя деятельностью. Ведь это всегда очень ответственно. В Гонконге мне было, конечно, проще благодаря опыту в ИТМО. И главной задачей там для меня стало создать дружескую атмосферу. Скажу честно, я даже заранее продумывала шутки на английском, чтобы привлекать и располагать к предмету студентов.
 
Елена Ушакова
Елена Ушакова
 
Расскажите, как вы стали гостевым преподавателем в университете Гонконга.
 
В прошлом году профессор Андрей Рогач из CityU, который является руководителем мегагранта в ЦИОТ, предложил мне поехать в Гонконг в качестве гостевого преподавателя. Я приняла это приглашение и до лета 2020 года буду обучать студентов в Гонконге и работать исследователем в Centre for Functional Photonics (CFP), CityU.
 
Какие отличия в университетах, в студентах вы заметили за время работы в двух вузах? 
 
В CityU очень хорошая служба поддержки преподавателей. С одной стороны, они с преподавателя спрашивают намного больше, чем у нас, а с другой — помогают обеспечивать этим объективность оценивания знания студентов. Например, на моем курсе 13 лекций и 13 практик. После каждой лекции мои ассистенты проводят тест, к которому я заранее прописываю ответы на вопросы с соответствующим распределением баллов. Эту шкалу проверяют другие профессора, чтобы у студентов не возникало вопросов по поводу объективности моей оценки. Также и с экзаменами. Если студент не согласен со своими баллами за экзамен, то он может спокойно подать апелляцию, и я должна буду выслать ему подробное разъяснение его оценки. 
 
Соответственно, складываются совсем иные отношения между студентом и профессором? Там есть место авторитету?
 
Да, они уважают своих профессоров. Но за счет того, что у них план обучения более гибкий, они точно знают, за какой информацией приходят на курс и более требовательны к преподавателю. Это напоминает скорее деловые отношения: мы с ними в большей степени партнеры. 
 
У вас остается время в Гонконге на исследовательскую работу?
 
Да. Я работаю в химической лаборатории профессора Рогача. Там мы синтезируем различные наночастицы. 
 
Елена, расскажите, пожалуйста, подробнее о своих научных интересах.
 
Если брать широкий круг, то это нанотехнологии, а если говорить более детально, то полупроводниковые квантовые точки, нанокристаллы, в частности, перовскиты и углеродные точки. Работы по полупроводниковым квантовым точкам я закончила примерно год назад. Сейчас большая часть проектов посвящена именно перовскитам и углеродным точкам. Перовскиты сегодня — это hot topic в научном сообществе, многие группы их исследуют. Мы специализируемся на экологичных бессвинцовых материалах, правда, с ними много проблем. Они очень нестабильные на воздухе, их нужно готовить в определенных условиях  в перчаточных боксах с инертной атмосферой. Но с другой стороны, все от них ожидают таких же уникальных оптических свойств, как и от перовскитов на основе свинца, которыми тоже занимаются у нас в ИТМО. Цель конкретно нашей работы — сделать безопасные лазеры на основе бессвинцовых перовскитов, чтобы потом исследовать процессы в клетках.
 
Если считать время вашего обучения и работы вместе, то вы уже больше десяти лет развиваетесь в стенах ИТМО. Никогда не хотели сменить обстановку? 
 
Дело в том, что тематика исследований у нас каждые три года меняется, потому что мы работаем в рамках научных проектов. Так что для ученого неважно, где он находится: я могла бы над теми же задачами работать и в других университетах. К тому же, мы ездим на стажировки, конференции, я постоянно общаюсь с коллегами из других университетов, поэтому скучно не становится. Конечно, мне было бы интересно попробовать себя в других местах, вот в Гонконге я сейчас работаю: с одной стороны, всё то же самое, с другой — совсем иначе. И, несмотря на универсальность науки, в каждой лаборатории есть свои традиции, так что возможно, я бы посотрудничала с другими вузами, но и сохранила бы деловые отношения с группами из ИТМО. 
 
Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

 
Поделитесь, пожалуйста, планами на дальнейшую перспективу. 
 
Скажу про исследования. У нас есть научный задел по нанопластинкам из полупроводников. Это интересно тем, что они очень тонкие и одновременно обладают хорошими оптическими свойствами. Благодаря этому из них можно создавать многослойные структуры малого размера. Еще одно интересное направление — углеродные точки. Их достаточно просто синтезировать, поэтому ученые пытаются найти им оптимальное применение в качестве люминесцентного материала, тем самым снизив стоимость оптоэлектронных устройств на их основе.

Как стать ученым

Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы стать ученым?
 
Сейчас ученый должен обладать целым спектром профессиональных и личностных качеств. Он должен быть усидчивым, уметь правильно обрабатывать информацию, работать с материалами, книгами, статьями. Для экспериментов нужно быть последовательным, аккуратным и открытым к любым результатам. Конечно, нужно уметь описывать результаты работы, показывать их с лучшей стороны, готовить статьи, понимать, как работает издательская деятельность и какому журналу подойдет проведенное исследование, а какому нет. Надо быть общительным, чтобы находить полезные контакты на конференциях и форумах. Еще важно — уметь и любить преподавать, потому что это важная составляющая карьеры. Если заглядывать еще дальше, то нужно иметь управленческие навыки для руководства группой, а также уметь вести необходимую документацию по проектам. 
 
Дайте, пожалуйста, совет сегодняшним студентам: на что им обратить внимание, что не упустить во время учебы? 
 
Нужно учиться работать с информацией. Мы находимся в огромном информационном шуме и нам очень непросто вытаскивать какие-то важные вещи из этого потока, поэтому нужно этому учиться. Также надо слушать себя: нравится ли тебе то, чем ты профессионально занимаешься? Это решающий вопрос, потому что наша внутренняя мотивация творит чудеса. Ученые не просто так ночами не спят, пишут проекты, статьи, отчеты — у них глаза горят от своей работы, и к этому нужно стремиться. Если у вас от чего-то горят глаза, то идите в этом направлении и развивайтесь.