Каналы коммуникации
Каждый руководитель сталкивается с проблемой: как привлечь будущих студентов на магистерские программы? И не просто студентов, а лучших из лучших — не только по уровню подготовки, но и по исследовательскому и научному потенциалу.
Первостепенное значение имеет выбор канала коммуникации, через который до абитуриентов доходит информация об имеющихся в университете образовательных направлениях, и адекватное представление информации — сообщения. Например, один из традиционных способов — приказ с перечнем вступительных экзаменов (сообщение), вывешенный в коридоре (канал коммуникации). Но он работает не эффективно. Во-первых, приказ написан сухим канцелярским языком. Абитуриенты не смогут или не захотят его расшифровать, ведь их этому не учат. Во-вторых, 70% магистрантов — из других городов, то есть потенциальные абитуриенты физически не смогут увидеть объявление о наборе.
Поэтому всю информацию о программе, вступительных испытаниях и требованиях к абитуриентам нужно писать понятным языком и распространять через более широкие каналы коммуникации, например, таргетинг на выпускников других вузов с подходящими специальностями. Это может быть реклама в соцсетях, e-mail рассылка, контекстная реклама и другие виды коммуникации.
Целевая аудитория
Но прежде всего мы должны точно определить, кому мы отправляем свое сообщение, какие абитуриенты нас интересуют: недавние выпускники или специалисты с опытом, выпускники каких-то конкретных вузов, конкретных направлений, какой уровень подготовки у них должен быть, какие цели они преследуют, и так далее.
Необходимо четко понимать и потребности абитуриентов, что они хотят получить от магистерской программы: быстро и успешно трудоустроиться или заняться глубокими исследованиями и строить научную карьеру? Хотят ли они повысить квалификацию или их интересуют только “корочки”? Какие профессиональные связи они хотят развивать и для чего они вообще идут в магистратуру?
Очень важно следить за тенденциями и трендами на рынке образовательных программ, изучать конкурентов не только по магистерским направлениям, но и по другим форматам обучения: это и онлайн-курсы, интенсивы, зимние и летние школы, смешанные программы. Понятно, что потенциальная аудитория ищет для себя наиболее эффективные, быстрые и дешевые курсы, и в борьбе за нее необходимо четко расписать все конкурентные преимущества именно вашей программы: в чем ее уникальность, какую выгоду получит абитуриент.
Методы продвижения
Главным каналом коммуникации с абитуриентами сейчас являются соцсети. У магистратуры Университета ИТМО есть своя страница, на ней публикуется подробная программа обучения и вступительные испытания по всем направлениям. Также на этой площадке размещаются новости, статьи, интервью с преподавателями и студентами, личные истории выпускников — все это работает на продвижение и информирование абитуриентов. Но проблема в том, что эта информация достигает только тех, кто уже состоит в этой группе, то есть уже заинтересованных.
Таргетинг
Чтобы расширить охват, можно использовать таргет-доставку информационных сообщений. Пол, возраст, географическое положение, вуз, интересы, тематические группы — чем точнее удастся определить эти параметры, тем успешнее будет рекламная кампания, ведь она точно достигнет именно тех людей, которые нужны.
Целевая реакция такой кампании — переходы по ссылке или вступление в группу Магистратуры. По ним идут люди, которые уже заинтересовались конкретной программой и хотят больше узнать о ней. Они попадают на паспорт программы на abit.ifmo.ru — и тут очень важно, чтобы описание было полным, доступным и привлекательным. Рекомендуется указать здесь не только перечень вступительных испытаний и требований, но и список подготовительных материалов, онлайн-курсов, которые помогут студентам подтянуть свой уровень знаний до необходимого для обучения.
Также важно перечислить и все конкурентные преимущества именно вашего направления и подробно расписать программу обучения. Так, исследование среди магистрантов первого и второго курса Университета ИТМО, которое проводилось Управлением стратегического развития в феврале-марте 2018 года, показало, что трети магистрантов не хватило при поступлении информации о перспективах трудоустройства по окончании обучения, о местах практики, содержании дисциплин и преподавателях.
Реклама и рассылки
Еще один способ продвижения — это контекстная реклама, она работает с теми, кто уже ищет что-то связанное с магистерскими программами или образовательными курсами, возможно, других вузов. Контекстная реклама настраивается по ключевым словам и словосочетаниям. Таким образом можно продвигать те программы, которые не ассоциируются непосредственно с Университетом ИТМО, например, пищевые или биохимические технологии.
Другой действенный инструмент — это e-mail рассылки. Их можно рассылать по базе бакалавров, а также тех, кто пытался поступить в предыдущие годы, кто проходил онлайн-курсы университета. Главное, чтобы рассылка была хорошо оформлена и была информативной.
Взаимодействие со СМИ
Через новости можно рассказывать обо всем важном, что у вас случилось: коллектив опубликовал статью в научном журнале, студент или профессор получил премию, состоялось какое-то мероприятие или открытая лекция. Эти новости могут размещаться на портале ITMO.NEWS и могут быть подхвачены и перепечатаны другими изданиями, что расширяет вашу аудиторию.
К тому же, СМИ могут обратиться за комментарием эксперта по какому-либо горячему инфоповоду или спросить мнение по какой-то актуальной теме. Все это работает на продвижение ваших программ, позволяет большему числу людей узнать о ней.
Расширять аудиторию можно и участвуя в массовых мероприятиях, связанных с образованием и наукой: открытые лекции, фестивали, выставки, различные ярмарки, даже не обязательно научно-популярной направленности.
С чего начать руководителю образовательной программы
Продвижение — это комплексный и длительный процесс, поэтому начинать готовиться нужно заранее. Проверьте свою готовность к старту приемной кампании 2020 по следующим критериям и, если требуется помощь, обращайтесь в Департамент магистратуры и ДСК.
- Изучите своих студентов, опишите в отдельном документе их увлечения, откуда они приехали, в каких вузах учились, на каких специальностях, как узнали о программе, и т.д.
- Проверьте описание своей программы на сайте abit.itmo.ru. Критично оцените написанные тексты: достаточно ли они понятные? Легко ли их читать? Отражают ли они всю полноту картины? За год страницу Магистратуры на сайте abit.itmo.ru посещает больше 200 тысяч человек.
- Сделайте буклет о программе, оформленный в едином корпоративном стиле университета. С оформлением вам могут помочь в рекламном отделе. Берите буклеты с собой на мероприятия и встречи, где могут быть потенциальные абитуриенты.
- Организуйте Онлайн-ДОД. 70% абитуриентов магистратуры — иногородние, поэтому им сложно приезжать на очные мероприятия в Петербург. При этом поколение, поступающее сейчас в магистратуру, прекрасно умеет пользоваться всеми онлайн-сервисами. Чтобы организовать онлайн-трансляцию презентации вашей программы, свяжитесь с Алёной Гупаисовой.
- Используйте для продвижения группу Магистратуры в социальных сетях. Присылайте новости, рассказывайте об интересных студентах, преподавателях, работах, исследованиях, экскурсиях в лабораторию и т.д.
- Рассказывайте о том, что происходит у вас на программе, ITMO.NEWS — редакции новостного портала Университета ИТМО. Если вы, ваши преподаватели или магистранты опубликовали статью в научном рецензируемом журнале с высоким импакт-фактором или получили премию / патент / награду — редакция может рассказать об этом на сайте news.itmo.ru, который читает ежемесячно более 15 тысяч человек.
- Обращайтесь в ДСК, чтобы сделать видео, онлайн-трансляцию или подкаст. Как правило, открытые лекции (вне учебного курса со свободным посещением) посещает 30-150 человек, благодаря онлайн вы сможете увеличить охват аудитории в 10 раз.
- Заказывайте таргетированную и контекстную рекламу для своей программы через Департамент магистратуры или ДСК. Мы поможем найти ваших абитуриентов и адресно доставить им ваше сообщение, которое оформят дизайнеры.
Важно помнить, что эти инструменты не отменяют те способы привлечения абитуриентов, которые вы уже используете, а лишь дополняют их. Каждый руководитель сам выбирает те каналы (инструменты), которые, на его взгляд, лучше подойдут его программе.