I do my best
Открывая лекцию, Григорий Бакунов рассказал, что основной профиль его работы — это проверка и внедрение передовых технологий в бизнес.
«Наверное, странно звучит “директор по распространению технологий”, но на самом деле я занимаюсь вот чем: раз в несколько лет я беру свежие проекты, темы, исследования и превращаю их в самостоятельную технологию или бизнес. Затем пару лет я поддерживаю этот продукт, развиваю вместе с командой, а потом отпускаю в свободное плавание и беру новую технологию», — рассказал о себе Григорий Бакунов.
Одни из последних его проектов — это голосовой помощник Алиса и «Яндекс.Здоровье».
По словам Григория, лучше всего специфику его деятельности, которая стоит на границе внедрения технологий и предпринимательства, описывает выражение «I do my best». Он поделился с участниками Зимней школы своими важными наблюдениями о динамике в мире IT-продуктов и современных технологий, которые будут закономерно влиять на будущее бизнеса и нашей жизни в целом.
Чем грозит «старение» интернета?
Первый и основной тезис, который озвучил Григорий Бакунов, — «Интернет стремительно стареет». По статистике, к 2023 году средний возраст пользователя всемирной сети достигнет 31 года. В первую очередь такие изменения происходят из-за того, что всё больше людей старшего поколения осваивают гаджеты и интернет-технологии.
«Еще 10 лет назад это казалось невозможным. Я не мог представить, что моя мама будет активно использовать интернет. Признайтесь, вы же тоже так думали, когда видели, как ваши бабушки и дедушки боязливо подходят к компьютеру, пытаются что-то установить и спрашивают у вас, как сделать каждый шаг. Но сегодня всё меняется. Недавно я заезжал к маме и обнаружил, что у нее на компьютере открыта видеоконференция в Skype на четыре человека. А это значит, что она узнала о такой функции, которая, между прочим, платная, смогла ее оплатить, пригласить людей и запустить звонок. Так вот, степень погруженности старшего поколения будет только расти, и бизнес обязательно отреагирует на эту динамику, более того — он уже это делает», — пояснил Григорий.
Какие выводы можно сделать из этого тренда? Надо переделывать сайты. Лектор предложил вспомнить веб-странички 2005-2007 годов с маленьким, красивым шрифтом и сравнить их с современными, модными страницами, где шрифт в несколько раз больше, выше контраст текста и фона. По словам Григория, это происходит потому, что, чем старше пользователь, тем хуже его зрение и здоровье в целом. Если 20 лет назад средний возраст активного интернет-пользователя колебался между 22 и 25 годами, то сегодня ему за 30, а значит, он хуже видит, больше устает и имеет ряд проблем со сном и питанием.
Кому на самом деле служат «голосовые помощники»?
Голосовые интерфейсы — это тоже один из трендов, который тесно связан со «старением» интернета. Согласно статистике, голосовыми сообщениями активно пользуются дети до 12 лет и люди старше 40 лет, чуть меньше пользователи в возрасте 27-29 лет и почти не используют эту функцию молодые люди — 20-24 года.
Но кроме того, что эта технология вошла в нашу жизнь и уже вряд ли из нее уйдет, она постепенно становится важным элементом бизнеса.
«Сейчас растет тренд на голосовые покупки. Возьмем для примера Алексу от Amazon. Очень просто и легко попросить ее сделать нужную вам покупку: “Алекса, купи батарейки” и готово. Причем, как показывают исследования, именно так формулируют свой запрос пользователи: без бренда и количества, поэтому у Amazon есть все возможности, чтобы прислать вам те батарейки, которые ему выгодно вам продать. Если это будут китайские батарейки, то компания получит маржинальность в 100%, а если продукт собственного производства, то все 400%», — объяснил Григорий Бакунов.
Яркая иллюстрация к влиянию этого тренда на бизнес: в 2017 году самым крупным продавцом батареек была IKEA, в 2018 году — её статус был близок к паритету, но уже в 2019 году — в США первым продавцом батареек в Америке стал Amazon. И подобные сдвиги мы будем наблюдать в ближайшее время всё чаще и чаще, потому что чем старше пользователь, тем меньше у него времени на покупки, да и с голосовыми интерфейсами он ладит.
Забота о здоровье в технологиях
Очередной тренд, который плавно вытекает из старения пользователя, — забота о здоровье. Но важно отметить, что, в отличие от предыдущих пяти лет, когда люди считали калории и фиксировали шаги, сегодня и завтра забота о здоровье будет реализовываться в двух направлениях: здоровое питание и регуляция сна.
«Почему один тренд умирает, а на его месте остаются эти два? Потому что пользователь постарел, он понял, что со спортом уже не сложится, поэтому остается шанс только с питанием. Хотя вероятность тоже не большая, но всё-таки лучше, чем с физкультурой. Что касается сна, то я регулярно спрашиваю в аудитории: “Кто из вас сегодня выспался?”, чем контингент старше, тем меньше я вижу поднятых рук. Люди много работают, плохо питаются — тем самым сбивают режим сна, а потом пытаются его восстановить, потому что это кажется панацеей от плохого самочувствия и перманентной усталости», — рассказал Григорий.
Он показал, что у него самого целых три устройства, которые отслеживают качество сна и дают рекомендации по этим данным. Из-за усталости, переработок и постоянного контакта с экранами сон нарушается и уже не может восстановиться естественным путем, поэтому тренд на технологии контроля этого аспекта нашей жизни точно продержится еще несколько лет.
Еще несколько фактов о будущем
В завершение лекции Григорий Бакунов дал небольшую подборку того, что в перспективе тоже станет трендом, но пока не совсем понятно, что из этого выйдет.
Будущее за сращиванием бизнес-моделей. Все будущие крутые разработки будут расти на пересечении двух технологий. Уже сейчас очевидно, что, если у вас есть две различные разработки, которые приносят деньги, то нужно искать точки соприкосновения и создавать третий бизнес на стыке. В перспективе это принесет вам еще больший доход. Например, «Яндекс.такси» и беспилотники «Яндекса» в недалеком будущем могли бы стать ярким примером такой эффективной коллаборации: когда один бизнес заимствует функции другого — и наоборот.
Ноу-хау технологии стали доступнее. Такие процессы, когда модерновые сервисы и технологии просачиваются в жизнь обычного человека, становятся понятными даже в реализации — случаются примерно раз в 15 лет. В начале 2000-х это случилось с системами работы с Big Data, сейчас то же самое происходит с искусственным интеллектом. То есть на первый взгляд сложную технологию может применить любой бизнес, потому что это не слишком дорого.
Больше половины современных профессий умрет на промежутке в 30 лет. Согласно неутешительному прогнозу, в ближайшем будущем человечество всё дальше будет уходить от идеи: одна профессия на всю жизнь. И если раньше это могло постепенно трансформироваться в смежные направления, то в будущем — это могут быть абсолютно разные виды деятельности. О чем говорит этот прогноз? О том, что важнейшим soft skill становится умение быстро учиться и набирать новые знания.
«”Половину времени, когда вы думаете, что вы думаете, вы на самом деле слушаете” — эта цитата о том, что половина мыслей, которые вы принимаете за свои, на самом деле где-то услышаны вами. Я бы хотел пожелать вам в этом быстро меняющемся пространстве технологий и жизни слушать в первую очередь себя. Не очень педагогично, но как специалист по технологиям, дам такой совет: берите от людей, которые дают вам знания — знания, а не руководства к действию. Следите за трендами и делайте ваши собственные выводы», — подытожил Григорий Бакунов.