Каминный зал площадки Университета ИТМО на улице Ломоносова. Ученые — аспиранты, постдоки, доценты — собрались за круглым столом. Повестки дня или протокола нет, зато есть пицца и возможность в непринужденной обстановке поговорить о своих исследованиях, студентах и конференциях. Так проходит первая в 2020 году встреча участников программы ITMO Fellowship & Professorship, направленной на привлечение в Университет ИТМО лучших специалистов в своих областях.
«Программа ITMO Fellowship & Professorship нацелена на привлечение в наш вуз лучших умов мира, причем на разных стадиях их научной карьеры, начиная от постдоков и заканчивая профессорами, — рассказывает координатор программы Дарья Жукова. — Мы привлекаем лекторов, научных сотрудников, которые могут приехать в Петербург на разный срок: от двух недель до трех лет. Они подключаются к работе научных подразделений, проводят исследования и читают лекции студентам, передают свой международный опыт, делятся той научной работой, теми актуальными тенденциями в науке, которые поддерживаются в их родных университетах».
Такие встречи проводятся в среднем раз в два месяца — это связано с тем, что каждые два месяца в рамках программы в Университет ИТМО приезжает около десятка новых специалистов, здесь их называют «fellows». Встречи помогают новым людям освоиться, познакомиться друг с другом и понять, какие коллаборации на площадке вуза они могут создать. Важно, чтобы ученые, приехав в разные подразделения и работая в разных корпусах, могли встретиться друг с другом.
Нанороботы и Art&Science
Одна из первых рассказывает о себе Диана Маркозашвили. До недавнего времени она работала в петербургском Политехе, а до этого получила PhD в Париже. В рамках программы ITMO Fellowship & Professorship она присоединилась к лаборатории SCAMT, где принимает участие в работах по созданию ДНК-нанороботов для диагностики и лечения болезней.
«Сейчас часть конструкций уже собрана, мы показали их работоспособность в пробирке, — рассказывает о своей работе Диана. — На ближайший год наша задача — обеспечить их работоспособность в живых клетках. Мы используем молекулы ДНК, которые обладают каталитической способностью. Они связывают молекулу ДНК или РНК и разрезают ее, что способствует гибели больной клетки. Сейчас мы сосредоточены на онкологии, но потенциально наших нанороботов можно использовать для лечения великого множества болезней. Если система будет работать на клеточных линиях, дальше можно переходить к тестированию на животных и клиническим испытаниям, чтобы выдвигать на уровень фармацевтики».
Впрочем, на этом интересы Дианы не заканчиваются — она также увлекается Art&Science. На ее счету выставка во Франции, также связанная с научной работой.
«Поскольку я очень увлекаюсь не только наукой, но и искусством, для меня огромным удовольствием является возможность совмещать эти два направления, — рассказывает она. — К примеру, у меня была выставка в Париже на тему моей кандидатской диссертации в области эпигенетики, которую я хотела показать методами искусства. Я делала флуоресцентные инсталляции, посвященные теме стабильности vs изменчивости. В Университете ИТМО меня заинтересовала магистерская программа Art&Science, хотелось бы с ними сотрудничать».
В тайны генома
Также рассказала о своей работе Анна Жук, ранее работавшая в группе профессора Стива О’Брайэна и перешедшая вслед за ним в Университет ИТМО. Анна специализируется на исследовании геномов дрожжей, однако будет заниматься исследованиями и других организмов.
«Дрожжи является удобным и хорошо изученным модельным объектом, широко применяемым в различных исследованиях — от изучения фундаментальных механизмов мутагенеза, старения, репарации, репликации, транскрипции и трансляции до моделирования болезней человека, — рассказывает Анна. — Это был первый эукариотический организм, чей геном был секвенирован. В последнее время многие дрожжевые штаммы были секвенированы, что также расширяет возможности использование дрожжей как для научных исследований, так и для применения в биотехнологии. Чем хороши дрожжи? Их геном в известной степени похож на человеческий, конечно, совсем не такой же, но фундаментальные вещи, такие, как репликация, репарация, транскрипция, то есть базовые механизмы, похожи. Дрожжевой геном легко поддается трансформации, и дрожжевые гены могут быть заменены на аналогичные человеческие, что удобно, если мы хотим изучать что-то в клетках человека. Есть возможность сделать первый шаг на дрожжах, чтобы иметь возможность построить гипотезу».
Также Анна в составе группы научного центра «Компьютерные технологии» будет работать над изучением геномов редких видов, в частности, над проведением анализа близких ветвей рода Puma.
«Сейчас стали доступны высокоточные сборки, которые содержат последовательности целых хромосом, — поясняет Анна. — Это позволяет понять, как виды друг от друга отличаются, где произошли геномные перестройки, уточнить расположение геномных элементов и улучшить аннотацию генов. Все это важно для понимания процессов адаптации и видообразования».
Конференции и поиск талантов
Помимо знакомства и обсуждения возможностей для будущих коллабораций ученые также обсуждали международные конференции и то, как они могут помочь в поиске новых участников для программы ITMO Fellowship & Professorship.
«Мы начинаем новую массивную кампанию по продвижению программы и в рамках ее очень просим глав научных подразделений присылать информацию по тем позициям, которые требуют точечного усиления в их коллективах, чтобы мы могли рекламировать эти места на рекрутинговых порталах, — поясняет Жукова. — Конечно же, привлечение новых специалистов зависит и от личных контактов сотрудников нашего университета, от конференций, на которые они приезжают, знакомятся там с коллегами и рассказывают о нашей программе».